Найти тему

Слепой, глухой и одновременно немой ребёнок - приговор?

Слепота, глухота и немота постепенно перестают быть существенными недостатками. В современно обществе даже с такими особенностями можно найти свой род деятельности. Так люди с нарушенным зрением могут являться отличными адвокатами, в салонах такси вы можете встретить предупреждение о том, что водитель – слабослышащий, а в ресторане – вывеску о том, что словесно официант ответить не сможет.

Но задумывались ли вы, что делают с детьми, которые рождаются слепоглухонемыми? Как происходит их развитие и социализация?

Слепоглухонемота не является приговором. Безусловно, с такой особенностью придётся трудно, но при правильной организации надлежащих педагогических условий человек может стать полноценным членом общества.

Обычный ребёнок приходит в детский сад, а затем в школу со знанием различных впечатлений и представлений, с достаточно развитой словесной речью, которую он изучает по жизненному опыту. Его можно спросить о том, какую колыбельную мама пела ему перед сном, и о том, что он видел при поездке на море.

Слупоглухонемой ребёнок лишён важнейших средств контакта с окружающим миром. Его впечатления и представления не только не могут быть выражены словом, он не расскажет, какого цвета было яблоко и какая играла песня по радио.

Самостоятельно ребёнок не сможет изучить окружающий мир. Впечатления и представления слепоглухонемого ребенка требуют средств выражения, при помощи которых он может показать свои потребности и желания. Этот период является самым сложным и трудным.

Он, как правило, проходит в бытовых условиях семьи. Непосредственным окружением является домашняя обстановка.

Одним из важнейших обстоятельств является проживание семьи либо в селе, либо в городе, влияющее на осознание пространственно-временных ориентиров. Сельские условия являются более удачными, так как проще в понимании, чем городские.

Так известен случай, когда слупоглухонемая девочка, находясь в сельских условиях, к 10 годам могла без чужой помощи вскопать грядки, посадить или посеять овощи, систематически их поливать и, если требовалось, очистить от сорняка.

-2

В основу задач ставится формирование начальных базовых средств контакта, таких как мимика, пантомимика, жесты – как выражения будущих слов, лепка – скульптурные выражения, такие виды словесной речи, как графический – на ладони или вырезы, точечные рельефные (Брайль).

В младенческом возрасте мимика слепоглухонемых детей не отличается от обычной, но при неблагоприятных условиях со временем мимика ребёнка может «застыть», стать неподвижным из-за недостатка знаний.

В формировании языка жестов также основную роль играет грамотно подобранная методика воспитания. Без чужой помощи слепоглухонемой ребёнок овладеть не сможет.

В детстве жестикуляция слепоглухонемого ребёнка индивидуальна и является примитивным средством общения. Она понятна только тем, кто обслуживает ребёнка и тем, кто непосредственно обучил его этим жестам. С выходом в общество на жестикуляцию оказывают особое влияние, преобразую в дактильную речь – общепринятый язык жестов.

При помощи лепки ребенок может с исключительной, почти фотографической точностью выразить то, что отражает его мозг, но даже с этим впечатления и представления глухонемого ребёнка несоизмеримо богаче того, что он может выразить. К лепке прибегают также для того, чтобы понять уровень развития и понимания слепоглухонемого ребёнка.

-3

После того, как ребёнок усваивает дактильный алфавит, его начинают обучать графическому плоскому шрифту, которым печатаются книги для незрячих. Плоская графическая буква должны быть точно соотнесена с дактильной буквой.

Слепоглухонемые люди в большинстве всю свою жизнь проводят в сельской местности, так как она проще и безопаснее для жизнедеятельности, даёт свободу в передвижении. Также в сёлах редко меняется инфраструктура, что нельзя сказать о городской местности.