Приветствую подписчиков и читателей моего канала!
Сегодня хочется написать ответ моему хорошему знакомому, который сетовал что дети нынче не те, потому что много информации, а мусора в ней ещё больше, и вобще - не надо нам никакого понятийного мышления, даешь системное!
Работает знакомый преподом в техническом ВУЗе, и долгое время что-то делал со студентами, но перестал.
К слову, один из подписчиков тоже самое высказывал, и тоже заметил что он - преподает в ВУЗе.
Многие знают, что моя позиция проста - никакого доброго дяди не нужно ждать, всё в ваших руках!
В ответ я слышу клишированное - "Ой, у вас наверное своих детей нет, вот вы так легко и рассуждаете!"
Причем, это не первый преподаватель ВУЗа мне такое говорит. Взрослые люди пишут, что им что-то невозможно сделать поскольку :
- Вот такая вот у нас система, учит непонятно чему.
- Дети не могут ничего потому что в школах им насильно суют в руки планшеты-электронные дневники и прочее.
- Дистанционка приучает к компьютеру.
Ну и все в таком ключе. И вобще, понятийное мышление это каменный век! А вот системное мышление, это дааа, это надо, это хорошечное дело!
Конечно же я сразу спросил в ответ - это наверное злые дяди и тети заставляют родителей своим малышам в руки давать планшеты, пусть себе смотрят вместо окружающего мира свинку Пеппу или фиксиков, верно? Там же интересней, чем в реальности, так ведь?
Это же школа заставляет родителей не заниматься дома с детьми, прямо вот по рукам и ногам связывают, так ведь? По домам наверное ходят, и следят специально - а ну как вы посмеете детям помогать домашние задания делать, объясняя им если вдруг что-то не поняли!
В итоге, мы имеем следующую картину:
- Огромное количество детей с клиповым мышлением, не развитой логикой и полным отсутствием зачатков критического мышления.
- Преподавателей, недовольных образовательной системой, и в тоже время жаждущих что у детей откуда-то взялось системное мышление.
- Общее недовольство системой образования, причем массовое недовольство, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗами
Понимаете всю абсурдность позиции преподавателей университетов и институтов? С одной стороны они хотят чтоб студенты умели что-то, но с другой сами не желают ничему учить, вот кто бы взял и научил детей мыслить системно, вот нам была бы радость, вот нам бы работать было легко и просто!
Понятийное мышление само собой не образуется, а вот сорняк - клиповое, вполне комфортно себя чувствует в любых условиях. Ему не нужны педагоги, не нужны наставники и воспитатели, ему не нужны друзья и семья, родственники и примеры для подражания. Ему достаточно просто существовать, и он обязательно прорастет. Дайте ему ещё одно поколение покоя и отсутствия плодородной почвы для "культуры",и оно захватит весь мир не прикладывая никаких усилий для этого.
А вот теперь вопрос - можно ли что-то изменить в сложившейся ситуации?
Вполне. Вот только спасение утопающих в руках сами знаете кого.
Дети не просто учатся, они копируют и подражают внешнему миру, и конечно же в условиях современного мироустройства очень тяжело ребенка научить не подражать тик-токерам и игроманам, но это можно сделать. Просто это тяжелый труд самих родителей, а не общества. Да-да, именно родителей.
Да, тут сразу мне воткнут, дескать - а как же "бытие определяет сознание"?
Да все просто на самом то деле. Дело в том, что негатив необходимо использовать во благо. Есть такой прием в ТРИЗе - когда вы не можете избавиться от чего-то, то заставьте это работать на себя.
Необходимо чтоб все мы понимали - человек начинает учиться не в школе, не в детском саду, а с самого рождения. Малыш смотрит на папу и маму, на то как они ведут себя в семье, и копирует модель их поведения. То есть, во внешний мир он выходит уже имея некий багаж знаний - от родителей.
И если во время прогулки с ним разговаривать, показывать этот мир, подробно разъяснять что он видит - то ребенок в возрасте 5-6 лет уже будет различать что такое хорошо, а что такое плохо.
К сожалению, у нас много курсов для будущих мам о том как рожать детей, но совсем нет курсов как их воспитывать. Много говорят о ЗОЖ, но ничего о возрастной психологии. Куча материалов в интернете о выборе памперсов и игрушек, о том как по Фен-Шую обставить спальню, но совсем ничего нет о преподавании!
Может быть в этом все дело - родители губят детей, уже на стадии их становления как личности? А после того как сорняки прорастут, начинают возмущаться что вокруг все не то!
Губят, понимаешь человеков, нехорошие дяди и тети, губят так что потом надо бы изменить что-то, а невозможно!
Вот и весь абсурд - преподаватели, которые должны бы своим студентам хотя бы основы воспитания давать, как будущим родителям - молча наблюдают как сорняк прорастают и вовсю процветают...
Конечно же, бытие определяет сознание, вот только бытие сегодня таково, что оно состоит из огромного количества противоречий. Научимся хотя бы видеть эти противоречия - все будет по плечу.
А на сегодня все, всем бобра!