Найти тему
Авто Энциклопедия

Дорожные знаки в России. Тут вам не Европа, тут климат иной

Еще при достопамятном «трехмушкетерном» кардинале Ришелье во Франции приняли предписание, обязывающее устанавливать на дорогах и перекрестках предметы, которые облегчали бы путнику ориентацию на местности. Разумеется, это были примитивные кресты, столбы либо пирамидки в противовес современным контрастным дорожным знакам. Как нетрудно догадаться, в Российской империи к этому делу приобщились гораздо позже, да и то под жестким влиянием европеизированного Петра I. Куда было деваться? Бороды купцам сбривал, на кол сажал… Хотя к чести государя, по его инициативе верстовые столбы стали более информационными и приглядными – они красились и подписывались цифрами.

ПРИМЕЧАНИЕ.Модернизация верстовых столбов продолжилась и позднее во многих наиболее цивилизованных странах. Однако даже традиция красить эти дорожные знаки в черные и белые полосы (для лучшей видимости ночью)или указывать расстояние, границы владений и пр. были лишь жалкими потугами по сравнению с тем, что произошло в начале ХХ века. Разумеется, кардинальная трансформация произошла из-за смены доминантного транспорта. То есть переход от гужевого к автомобильному.

-2

Новая история

Первые дорожные знаки в современном их понимании были утверждены на международной конвенции 1909 года, к которой присоединилась и Россия. Их было только четыре, и все предупредительного типа–неровная дорога, перекресток, опасный поворот, ж/д переезд со шлагбаумом. Причем в России ими стали пользоваться только спустя два года, в 1911-м. Такое отставание объясняет очень просто: если в Европе количество легковых автомобилей на тот момент превышало 6 000, то в царской России их насчитывалось не более 2 000.

-3

Интересные стандарты в СССР

В более-менее современном понимании дорожные знаки стали в 1926 году,когда на конференции в Женеве утвердили еще одну конвенцию, увеличившую их количество до шести. Добавились «Опасность» и «Неохраняемый ж/д переезд. Кроме того, размеры предупредительных указателей привели к единому стандарту, т. е. унифицировали. Так круглая форма знаков превратилась в треугольную. Поскольку делегация СССР тоже присутствовала на этом форуме, его решение распространилось и на молодую соцстрану.

Второй стандарт относительно дорожных информаторов у нас утвердили в 1959-м, а спустя 2 года были приняты Единые правила дорожного движения. Наверное, в них отразилась постепенная бюрократизация государства, ибо только запрещающих знаков стало более 20, в то время как предупредительных на 3 экземпляра меньше. Что касается указателей направления движения, то их выделилиСовременному водителю ориентироваться в знаках того времени было бы непросто. Например, табличка, запрещающая проезд без остановки, была круглой с желтым фоном и вписанным в него треугольником. Причем эта геометрическая фигура вершиной смотрела не вверх, что было бы логично, а вниз! Причем данный знак устанавливался не только на перекрестках, но и при сужении дороги. Соответственно, он обязывал уступать дорогу встречному транспорту.

-4

Куда же без курьезов?

На данный момент «сводный кодекс» (назовем этот переченьименно так) дорожных знаков в Российской Федерации насчитывает более 250 самых разных табличек – указывающих, предписывающих, запрещающих, информирующих и пр.И если верить официальным лицам, эта система только развивается! То есть российских автомобилистов ожидают очень интересные времена…

-5

Ёрничать по данному поводу можно сколько угодно. Тем более, что не обошлось и без действительно курьезных моментов из категории «Нарочно не придумаешь».В некоторый момент, из числа дорожных знаков, в СССР «вывалилась» табличка, обозначавшая неровную дорогу. То ли дороги стали идеальными, то ли наоборот, и дорожный знак потерял смысл – непонятно. Правда, данный знак после долгого отсутствия все-таки вернулся в строй действующих в 1961 году.