Найти тему
Культурный пожарный

Трансавангард из Азербайджана

Сегодня мы в меньшей степени поговорим о пожарном деле, нежели о деле духовном - об искусстве. Но канал называется "Культурный пожарный" и без борцов с огненной стихией мы всё-равно обойтись не можем.

Джавад Мирджавадов "Пожарники" 1976. QGallery, Баку
Джавад Мирджавадов "Пожарники" 1976. QGallery, Баку

Именно их изобразил Азербайджанский художник Джавад Мирджавадов на своей картине "Пожарники" в 1976 году. Яркий пример творчества и целого направления в современном искусстве, которое обрело название "Апшеронская школа". Давайте знакомится!

Ашраф Мурад "Арбузы"  1976. Галерея "Нар", Баку
Ашраф Мурад "Арбузы" 1976. Галерея "Нар", Баку

В конце 1950-х начале 1960-х годов в разных советских республиках среди мастеров живописи и искусства начались духовные поиски национальной идентичности, уникальности; и каждый из них воспринимал и старался переработать народные традиции: литературные сюжеты, орнаменты, искусство миниатюры.

Фархад Халилов "Осень в Бузовнах" 1973. Посольство Азербайджанской республики в России, Москва
Фархад Халилов "Осень в Бузовнах" 1973. Посольство Азербайджанской республики в России, Москва

Работы художников тяготеют друг к другу, объединенные привязанностью к одному времени, системой образов, яркими метафорами, характерной цветовой гаммой, особой пластикой, и, конечно же, единой для всех "Родиной" — Апшероном.

Надир Абдурахманов "Индустриальный Баку" 1965. Третьяковская галерея, Москва
Надир Абдурахманов "Индустриальный Баку" 1965. Третьяковская галерея, Москва

Апшерон — не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, заросли нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон — это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое нерасторжимо срослось с настоящим, а будущее наследует их черты. Апшерон же и стал сквозной темой азербайджанской живописи, в тоже время глубоко личной для каждого художника в отдельности.

Тофик Джавадов "Нефтяники" 1958–1959. Музей современного искусства, Баку
Тофик Джавадов "Нефтяники" 1958–1959. Музей современного искусства, Баку

60–80-е — годы творческого подъёма таких мастеров, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус.

Ашраф Мурад "Голосование" 1971. Музей современного искусства, Баку
Ашраф Мурад "Голосование" 1971. Музей современного искусства, Баку

В эти годы и сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов.

Тофик Джавадов "Индустриальный пейзаж" Начало 1960-х. Фонд Марджани
Тофик Джавадов "Индустриальный пейзаж" Начало 1960-х. Фонд Марджани

Лидером «Апшеронской школы» стал Джавад Мирджавадов. Он сочетал в своем стиле экспрессию, архаическую простоту и брутальность образов.

"Я без корон коронован любовью к лагунам дремотным, к забытым дорогам и храмам, тоскливым деревьям зимой…" (Джавад Мирджавадов)
"Я без корон коронован любовью к лагунам дремотным, к забытым дорогам и храмам, тоскливым деревьям зимой…" (Джавад Мирджавадов)

Родился Джавад Мирджавадов 19 января 1923 г. в столице Азербайджана. 1938 году пятнадцатилетний Джавад поступил на работу в кинотеатр помощником рисовальщика афиш, через полгода сам стал рисовать афиши, а еще через год был арестован и осужден на полгода за опоздание на работу. В 1949-1954 гг. Мирджавадов жил в Ленинграде, работая чернорабочим в "Эрмитаже" и благодаря М.Т. Артамонову – директору "Эрмитажа", получил доступ к запасникам, где учился у великих мастеров искусству несоветской живописи...

Джавад Мирджавадов "Женщина садящаяся на осла" Конец 1970-х.  Галерея "Нар", Баку
Джавад Мирджавадов "Женщина садящаяся на осла" Конец 1970-х. Галерея "Нар", Баку

Сам художник в своих воспоминаниях об этом периоде жизни написал:

"…Я поднимался к "Автопортрету" Сезанна и говорил ему: "Здравствуй, папаша". Это был мой ритуал, потом Ван Гог, Гоген, Пикассо и наконец Матисс, иногда я довольно долго сидел перед его картинами… да, очень много сил отдал на изучение их метода, был их ревностным последователем, но и сам же ломал это с помощью неких диковинных форм древнего искусства различных культур. По первому порыву я готов был, как и Гоген, распрощаться с европейским искусством, основой которого была греческая культура, и стремился вырваться подальше от прагматичного и нездорового духа города, закатывающего под асфальт силу интуиции и способность острого восприятия того, что останавливает внимание, да, всё же мир похож на вращающуюся спираль, которая замешивает потоки различных цивилизаций, почти непохожих и слегка узнаваемых, где людское сообщество кружило по её виткам, вплетая в схему нашей памяти буквы, знаки, мелодию, краски, и вырваться из оков своих художественных предубеждений, писать в городе или на острове (я десять лет создавал абстрагированные вещи у моря под открытым небом, и я любил их, а потом в силу обстоятельств вновь вернулся в город и двадцать шесть лет писал маслом полотна, равноценные им) – это лишь вопрос твоего потенциала, бесстрашного восприятия непривычного, а в условиях "тёмных времён" это ещё и вопрос творческой незапятнанности».

Художник в своей мастерской
Художник в своей мастерской

В 1966 году Джавад встретил Любовь, юную девушку, влюбленную в философию, живопись и в него самого. «Я предвидел, что она пойдет тяжелой тропой, и молил Царя той незнакомой страны, в которой я исчезну раньше нее, открыть мне способ оберегать Любовь от зла и гибели…».

Джавад Мирджавадов "Свадьба" 1980-е. Галерея "Нар", Баку
Джавад Мирджавадов "Свадьба" 1980-е. Галерея "Нар", Баку

Спустя двадцать лет совместной жизни, в 1986-м, он напишет: «Бог дал мне три чуда: это моя жена, живопись и Апшерон».

Джавад Мирджавадов скончался в поезде Копенгаген - Москва 24 июня 1992 года. Свою последнюю картину он написал в 1990-м...

Спасибо за внимание!

#современное искусство #живопись #азербайджан #апшерон #пожарники #картины #музейные экспонаты #история искусства #джавад мирджавадов