Алиса Теплякова - девочка, которая сейчас наиболее часто упоминается в СМИ в связи с необычными событиями, происходящими вокруг ее семьи и в частности, вокруг ее папы, Евгения Теплякова. Ирина Полякова - советский вундеркинд, выпускница МГУ, которая часто появляется в репортажах и передачах, посвященных Алисе Тепляковой и ее раннему поступлению в МГУ.
Я думаю, такое появление не случайно: Ирина говорит о своем детстве, юности, родительском отношении,- и в ее репликах много того, что может иметь отношение и к Алисе Тепляковой. Посмотрим, что на основе интервью у них общего, а что схожего, но преимущественно рассмотрим их родителей и тип воспитания вундеркиндов.
Мама Ирины Поляковой и папа Алисы Тепляковой: ИДЕЯ ФИКС
Ирина Полякова говорит о том, что у ее мамы была идея - фикс, она хотела бросить работу с рождением ребенка (что она и сделала), сидеть дома и заниматься исключительно со своей дочерью, чтобы воспитать самого умного ребенка и хвалиться ей. Иными словами, самореализоваться через свою дочь.
Евгений Тепляков тоже, по всей видимости, тоже имеет эту идею. Отмечу, что папа Алисы Тепляковой не работает на нормальной работе в том смысле, о котором мы о ней имеем представление, не ведет бизнес, даже не ведет свой ютуб - канал (хотя благодаря его нынешней популярности мог бы за короткий срок очень хорошо заработать на просмотрах). Он является воспитателем семейного детского сада с зарплатой от 30 до 70 тысяч. Эта должность - официальная система поддержки многодетных семей. В каком-то смысле, она даже имеет отношение к профессии Евгения Теплякова. Однако что было бы, если бы этой зарплаты воспитателя не было? Скорее всего, Евгений так же сидел бы с детьми, обучал их и ориентировал на достижения. Отмечу, что я имею абсолютную уверенность в том, что, если бы Евгению Теплякову были бы нужны деньги, он довольно быстро мог бы найти место с зарплатой, как минимум, в 2-2,5 раза выше той, которую он сейчас получает. Создается впечатление, что деньги Евгению и его семье не нужны, а необходимо признание его концепции раннего развития детей и его самого как создателя уникальной методики.
Иными словами, оба родители пожертвовали своей карьерой ради воспитания, обучения и поступления детей в МГУ.
Мама Ирины Поляковой и Папа Алисы Тепляковой: их дети должны быть лучшими
Папа Алисы Тепляковой так или иначе подчеркивает, что его дети - самые лучшие. "Если уж наши дети не нравятся государству, то чьи тогда нравятся?", "Если уж мы ничего не добились, то кто чего добился?", - повторяет он. В этой фразе уже чувствуется уникальность и превосходство его детей по сравнению с детьми других людей.
Мама Ирины Поляковой, очевидно, тоже считала, что дочь должна быть самой лучшей. Ирина не раз упоминает в интервью про идеализм мамы относительно учебы: хорошие оценки, выглаженное платье, аккуратная прическа.
Мама Ирины Поляковой и Папа Алисы Тепляковой: бойкий характер
Ирина говорит о том, что ее мама имела активный характер и очень часто предъявляла ей претензии по поводу того, что девочка не может постоять за себя. Очевидно Ирина обладает другим психотипом и является более нежной, чувствительной, эмпатичной и ранимой натурой. Такой вывод напрашивается сам собой, когда мы смотрим на ее женственную внешность и видим на экране переживания, которые имеют место быть до сих пор.
Папа Алисы Тепляковой, Евгений Тепляков, тоже имеет весьма активный характер. Он, как и мама Ирины, может постоять за себя (я думаю, это для всех очевидно), дать отпор в случае необходимости и не дать себя обидеть. А вот какая Алиса по психотипу? Пока что она еще ребенок, сказать трудно, но создается впечатление, что она тоже не такая бойкая девочка, как папа.
Поступление в МГУ и бесполезное образование
Ирина Полякова поступила в МГУ в довольно раннем возрасте, но сейчас во всех интервью она говорит, что работает психологом, и это ее основная профессиональная деятельность. Отмечу, что так или иначе это означает, что выбор профессии, которая пригодилась ей в жизни, совершен во взрослом возрасте, а не в те 13 лет, в которые она пошла в МГУ.
Насколько обучение будет полезным или бесполезным для Алисы судить пока сложно и потому тяжело давать комментарии: ведь в настоящий момент мы даже не знаем о том, будет ли она пересдавать экзамены или нет. Но факт остается фактом: двенадцатилетняя выпускница факультета психологии не будет нужна работодателю. Возможно, дело бы обстояло иначе, если бы Алиса закончила химический или физический факультет. Я думаю, папа прекрасно понимает этот важный аспект, а почему он решил отдать Алису именно на психологию, а не на механико-математический или экономический факультет, мне понять крайне тяжело. Однако у меня все же есть свои предположения на этот счет, о которых я обязательно напишу.
Разные установки: "За справедливость" и "У меня, вообще-то, не экзамен"
Ирина Полякова говорила, что указывала своим учителям на их орфографические ошибки, которые она замечала (как вы понимаете, учителя бывают разные). Ирина училась лучше всех, была идеалистичным человеком относительно учебы.
Алиса Теплякова, по крайней мере, нигде в интервью и нигде в передачах, не указывает кому-то на ошибки, но вот фраза, произнесенная ей в последнем фильме, который совсем недавно вышел на экраны мониторов наших ноутбуков: "У меня, вообще -то не экзамен", - говорит о поведении, скорее противоположном поведению Ирины. В принципе, Алиса права: это не экзамен, а интервью или даже фильм о ней, но, как правило, люди, которые любят учиться, особенно дети, которые еще не понимают, что при общении со взрослыми учителями иногда лучше промолчать, очень часто корректируют чужие ошибки и долго и обстоятельно рассказывают о предметах, которые они изучают.
Отсутствие детства и юности в классическом понимания этого слова
Ирина говорит неоднократно о том, что была лишена детства и юности. Вместо общения со сверстниками (а ведь это и есть детство в классическом понимании этого слова) - постоянная учеба и вечные уроки. То время, которое она должна была потратить на построение отношений в детско-подростковом возрасте уходило на книги. Отмечу, что, в целом, отсутствие общения с ровесниками ни на одном человеке не скажется положительно: во взрослом возрасте он будет вынужден строить те же самые отношения даже в профессиональной сфере, за исключением, пожалуй, очень узко специализированных областей, где сотрудники почти между собой не общаются, а учиться делать это взрослому человеку крайне сложно.
Алиса социализируется, но внутри своей семьи. Тем не менее, у нее есть братья и сестры, и самый близкий к ней по возрасту - Хеймдаль. Тем не менее, классического детства со школой, школьными товарищами и учителями у них нет. Сложно сказать, кому сложнее, но по моему скромному мнению, социализация должна происходить и вне семьи, поскольку в таком случае маленький человек учится конструктивному и эффективному (разумеется, только для него самого) взаимодействию с людьми.