Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
В продолжение темы предыдущего поста – изготавливаю очередную расческу, необходимую в качестве подарка к новогодним/рождественским праздникам.
Не так давно (смотрите предыдущие посты) я изготовил расчёску со слоником. В этот раз решил немного развить тему и вырезать на расчёске более древнего слоновьего представителя – мамонта.
Первым делом (в меру своего художественного умения) нарисовал, несколько утрированно, мамонта. Вот такого:
Мамонта расположу на ручке расчёски, точнее сказать он сам будет конечной частью ручки расчёски.
Приступаю к реализации идеи.
Вот такой кусочек дощечки американского ореха у меня остался от выполнения предыдущего проекта. Именно в этот оставшийся кусочек и надо будет вписать тело будущей расчёски. Прикладываю шаблон – вполне себе помещается с небольшим сдвигом относительно ранее вырезанной расчёски.
На приведённом выше фото карандашом нанесен контур будущего изделия, правда на фото это видно с большим трудом.
Беру в руки лобзик и быстренько, пока не стёрлись карандашные метки, выпиливаю. Сначала место, где будет мамонт, не трогаю.
Примеряю рисунок мамонта на тело заготовки – вполне подходит даже без дополнительного масштабирования. Очень удачно по размерам сделал рисунок!
Хотя у меня есть копирка, предпочитаю ею не пользоваться при работе с деревом.
Как же тогда перенести рисунок?
Есть несколько возможных технологий:
- Можно просто обвести тонким очень твёрдым предметом. Но этот метод подходит при работе с мягкой древесиной (вроде липы). Древесина американского ореха очень твёрдая и при использовании данного метода в этом случае отпечатка не получится.
- Можно по контуру выполнить множественные точечные наколы острым предметом (булавкой, иголкой и т.п.), а потом, при необходимости, следы наколов на древесине обвести, или через них (через проколотые отверстия в бумаге) втереть мелкодисперсный порошок красителя (например, сажи).
А можно поступить проще – взять и тыльную сторону рисунка натереть мягким карандашом. Вот так:
Приложить рисунок на желаемое место и обвести.
Вот что получается:
Опять беру в руки лобзик и быстренько удаляю ненужные куски древесины.
Но вырезать фигурку пока ещё рано.
Гораздо проще на этом этапе сначала (пока заготовка ещё плоская) просверлить отверстия под будущие зубья.
Наношу на нужную область разметку под будущие отверстия. Для обеспечения равномерности расположения отверстий пользуюсь циркулем-измерителем с зафиксированным раствором ножек (ровно 4 мм – такое расстояние будет между центрами отверстий).
Иду к сверлильному станку и сверлом 2,5 миллиметра делаю ряд отверстий на глубину около 1 сантиметра.
Одновременно засверливаю отверстия и в крайних зубьях, выполненных из массива древесины. Эти отверстия выполняю на максимально возможную глубину, на всю длину зубьев и ещё плюс 0,5…1 сантиметр в тело расчёски.
Первым делом, чтобы в процессе дальнейшей обработки не сломались эти вроде бы визуально толстые и прочные (а на самом деле весьма хрупкие) зубья, вклеиваю в них штапики выполненные из бамбуковых шпажек.
Клей высох, зубья приобрели необходимую дополнительную прочность, можно смело заниматься резьбой.
Сначала ножами и стамесками постепенно срезаю излишки на основном теле расчески, а затем перехожу к вырезанию объёма фигурки. В силу ограниченности толщины заготовки и с учётом необходимого функционала будущего изделия, фигурка будет довольно плоская, только немного скруглены края, да обозначены уши, рот, глаза.
Одна сторона расчёски готова.
А вот и вторая сторона вырезана.
Чтобы было видно, что это мамонт, а не просто какой-то слон, надо сделать один явный аксессуар – мощные бивни.
У меня где-то есть небольшие кусочки от настоящего мамонта (с раскопок Зарайской стоянки древнего человека), но их не буду использовать. Этот материал находится в ужасном состоянии (очень хрупкий и к тому же тёмный). Поэтому пойду другим путём – использую светлую древесину.
На кусочек осиновой дощечки дважды перекопирую с рисунка бивни. Они несколько отличаются от того, что было первоначально нарисовано – я решил бивни ещё немного увеличить, чтобы они лучше держались.
Лобзиком выпиливаю заготовки бивней.
Теперь их можно будет крепить к телу мамонта.
При выполнении буду использовать технику интарсии – в тело изделия будут врезаны (заглублены) необходимые элементы.
Прикладываю заготовки бивней к телу мамонта и обвожу тонким карандашом. Жалом стамески делаю наколы по всему периметру и аккуратненько удаляю лишнюю древесину примерно на 2 миллиметра в глубину.
Примеряю бивни – немножко великоваты. Это хорошо. Немного их подрезаю с нижней стороны, чтобы они плотно вставлялись в выбранные углубления. Можно вклеивать!
Но сначала надо ещё немного доработать тело самого мамонта. Мамонт, в отличие от слона, жил в довольно холодных условиях, поэтому для защиты от холода у него была длинная шерсть. Шерсть на тело мамонта я клеить, конечно, не буду. А попытаюсь её (эту самую шерсть) изобразить. Беру церазики и ими наношу на поверхность тела мамонта небольшие вертикальные полоски-царапинки, обозначающие длинную шерсть.
Готово, теперь можно вклеивать бивни.
Наношу клей ПВА в подготовленные углубления и вставляю заготовки бивней. Плотно зажимаю струбциной и оставляю на пару часиков для высыхания.
Вот то, что пока получилось.
Бивни толстоваты и грубоваты. Но это не проблема. Беру в руки стамеску и аккуратненько подрезаю бивни до желаемой толщины, одновременно придаю им и некоторую скруглённость.
Резчицкие работы завершены, можно шлифовать.
Беру в руки абразивную шкурку и шлифую. Вроде бы всё гладко и даже блестит. Но это обманчивое впечатление. Окунаю заготовку в воду, и тут же приглаженный древесный ворс поднимается дыбом. Сушу, и снова шлифую.
Получилось как-то так:
Можно переходить к вклеиванию основного количества зубьев расчёски.
Заранее подготавливаю необходимое количество (даже с некоторым избытком) заготовок, нарезая их из бамбуковых шпажек.
Аккуратно закрепляю основу расчёски в тисочки. Наношу клей и забиваю заготовки зубьев в подготовленные отверстия.
Щеткой под струёй воды смываю излишки клея.
Получилась такая почти расчёска. Правда пока ей ещё воспользоваться не удастся – надо доработать все зубчики.
Размечаю профиль зубьев – сначала провожу прямую линию между крайними зубьями, а затем ещё дополнительно рисую небольшое овальное углубление под профиль головы.
Лобзиком по намеченной линии отпиливаю излишки.
Резчицким ножом аккуратно (без излишнего фанатизма, немного) заостряю кончики.
Абразивной шкуркой тщательно обрабатываю каждый зубчик, придавая гладкость всей поверхности, но главное – кончику, чтобы он не царапал кожу.
Заодно ещё раз шлифую и всю поверхность расчёски.
Расчёска практически готова, надо только обработать поверхность дерева маслом для лучшей сохранности.
Но сначала ещё один момент. Глаза у мамонта я обозначил вырезанием, но их плохо заметно. Можно взять выжигательный прибор и выделить глаза такой тонировкой.
Но в этот раз я решил попробовать сделать другим способом. У меня есть различный бисер. Хочу подобрать по размеру пару чёрных бисеринок и таким образом сделать чёрные блестящие глаза. Посмотрим, что получится.
Разыскиваю остатки бисера, плетением из которого лет 30 назад немного занимался вместе с дочерью.
Выбираю небольшие (среднего размера) стеклянные чёрные бисеринки.
На месте глаз у мамонта полукруглой стамеской и церазиком делаю выемки и цианакрилатным суперклеем вклеиваю обе бисеринки.
По логике лучше бы конечно вклеить при помощи эпоксидной смолы – как себя поведёт цианакрилатный клей в течение многолетней эксплуатации непонятно, да и выступившая пленка клея на поверхности бисеринок мутнеет и снижает игру света. Но замешивать два раза буквально по капле эпоксидного клея то ещё развлечение – надо сначала вклеить один глаз, дождаться отверждения в течение хотя бы пары часов, а затем перевернуть и только потом вклеивать второй глаз. Поэтому и решил ускорить и упростить себе жизнь, и воспользовался супермоментом. А в результате – одна бисеринка мгновенно вклеилась немного боком и поправить её уже не удалось.
Ну будет мамонтёнок у меня с немного разными глазами.
Чтобы не рисковать (непонятно как цианакрилатный клей поведёт себя при термообработке), термообработку расчёски решил не делать, маслом обработать на холодную и масляное покрытие дополнительно не термоотверждать. Вот как получилось.
Посмотрим, как себя данное изделие поведёт в эксплуатации.
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!