Автомобилизация Китая началась в середине 1950-х, когда в стране заработал FAW (Первый автомобильный завод). Создавался он при активной помощи Советского Союза — мы помогли документацией, оборудованием и специалистами. Изначально основной упор приходился на выпуск грузовых автомобилей, однако с начала 1980-х началось бурное развитие легковых автопроизводств. Спустя два десятилетия, когда национальный автопром серьезно окреп, компартия КНР решила, что пора начать экспорт китайских автомобилей за рубеж. Досталось и нашей стране.
Первая ласточка
Первая проба сил состоялась на развивающихся рынках Африки, Ближнего Востока и Азии. В эти страны поставлялись копии, устаревших на одно или два поколения, японских или европейских машин. При этом китайцы не слишком беспокоились о качестве своей продукции и развитии дилерской сети. Фактически машины продавались как есть, без каких-либо дополнительных гарантий, по очень низкой цене — в два раза дешевле оригиналов. Неудивительно, что такими выгодными продуктами заинтересовались и российские коммерсанты.
Первый официальный дилер китайских автомобилей в России появился в 2004 году. Компания «Пекинский джип» наладила импорт пикапов Tianye Admiral (копия Toyota HiLux начала 90-х). Адмирал представлял собой рамный внедорожник с подключаемым полным приводом, бензиновым двигателем, дешевым пластиковым салоном и посредственным качеством сборки. Гарантия на машину распространялась всего на 1 год или 30 тыс. км пробега. Зато стоимость автомобиля не превышала 480 тыс. рублей. К примеру за новенький Хайлюкс того же года просили 950 тысяч.
Пример оказался заразительным и вскоре московская фирма «Ирито» организовала импорт внедорожников Great Wall моделей Deer и Safe (SUV G5). Последний имел полноценный пятидверный кузов и производил впечатление полноценного внедорожника премиального уровня. Автомобиль выделялся высокой посадкой, богатой хромированной отделкой экстерьера и спокойным монументальным дизайном в стиле японских внедорожников 90-х. В общем-то так оно и было. Прообразом Safe являлась Toyota 4Runner второго поколения: отчего тот имел подключаемый полный привод, торсионную переднюю подвеску и бензиновый двигатель. Люксовый Сейф стоил подороже Адмирала — без малого 600 тысяч рублей.
Хотя эти внедорожники были значительно дешевле своих именитых аналогов, особого интереса для массового потребителя они не представляли. Стоили машины немало, и покупать «темные лошадки» за такие деньги решались немногие. Коренным образом ситуация изменилась в конце 2005 года, когда на наш рынок попал приснопамятный Chery Amulet.
Импорт Чери организовали сразу несколько крупных дилеров — Автомир, Инком-Авто и др. Всего за 280 тысяч рублей они предлагали пятидверный хэтчбек с двигателем 1,6, гидроусилителем руля, кондиционером, CD-проигрывателем, АБС и полным «электропакетом». Невероятное сочетание потребительских свойств за такие деньги! Даже отечественные Лады стоили дороже, что уж говорить за традиционные иномарки. Казалось еще немного и китайцы полностью завоюют отечественный рынок. Всего за первый год удалось продать 12 тысяч Амулетов.
Спад
На волне растущего рынка, в страну начали завозить самых разнообразных «китайцев». Geely, Hafei, Foton, Lifan — вот лишь неполный список марок представленных в то время в нашей стране. Зачастую эти автомобили не отвечали даже минимальным стандартам качества. Ржавеющие за один сезон кузова, текущие сальники, разваливающиеся подшипники и постоянные перебои с электрикой — извечные проблемы любителей китайской техники.
Кроме того все китайские автомобили в России имели серьезные изъяны в пассивной безопасности. В 2007 году на проведенном журналом Авторевю краш-тесте, Чери Амулет набрал всего 1,7 балла из 16 возможных! Тем не менее продажи шли хорошо. В 2007 году Chery показала трехкратный рост реализовав 37130 автомобилей. Результаты других компаний скромнее: Great Wall — 6238, Geely — 3721, BYD — 2566 машин. Всего же в тот год было продано 57 тыс. автомашин из Поднебесной (2,4% от рынка).
Кризис 2008 года и новые таможенные пошлины заметно поумерил пыл импортеров. Спустя два года на российском рынке из 18 фирм остались только наиболее серьезные: Chery, Lifan, Great Wall и Geely. Так закончилась первая волна экспансии китайских автомобилей в Россию.
В середине 2000-х среди российских автомобилистов существовала устойчивая мантра, что через 5-10 лет китайские автомобили полностью завоюют мир. Как видим этого не произошло. Хотя стоит признать, что автопром Поднебесной сделал серьезный шаг вперед.
Оригинал статьи расположен на сайте autohs.ru
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!
Читайте также: