Вот уже более двухсот лет в отечественной исторической науке и общественной мысли не утихают споры так называемых «норманистов» и «антинорманистов». Суть этих баталий сводится к вопросу о той роли, которую сыграли варяги в появлении русского государства.
В последнее время возобладало было мнение норманистов, казалось, что вопрос закрыт, но тут вмешалась наука палеогенетика, которая своими исследованиями сильно перемешала карты археологам и лингвистам.
Мы не будем здесь специально останавливаться на том, какой точной зрения правда. Скажем лишь то, что и у той и у другой стороны есть достойные внимания аргументы и ученым будущего еще предстоит свести воедино данные лингвистики, археологии и палеогенетики, которые порой противоречат друг-другу в норманском вопросе. Мы хотим поговорить о варягах в более позднее время и какую роль они играли во внутренней политике.
Известно, что в дружине Святослава Игоревича варяги присутствовали и все еще играли существенную роль. Так в договоре с Византией от 971 года наравне со Святославом присутствует имя Свенельда - варяжского воеводы. Этот норман начинал свою службу еще при князе Игоре. Именно Свенельд рекомендовал Святославу отправиться в Киев конными путями а не по Днепру после неудачи под Доростолом в Болгарии. Как известно, князь отказался, и попав в засаду на днепровских порогах, устроенную печенегами, погиб.
Однако Свенельд не был князем, он был предводителем одной из дружин в войске русских правителей. Данный варяг был советником и у Ярополка - сына Святослава, летопись говорит о том, что именно Свенельд уговорил старшего святославовича пойти войной на своего брата Олега и развязать первую междоусобную войну.
Как известно, другой сын Святослава - Владимир после гибели Олега бежал «за море» в Скандинавию, и оттуда привел дружину варягов, но они не стали основой новой воинской элиты. Когда Владимир занял Киевский престол, он постарался избавиться от норманов и отправил их в Константинополь.
Опасно было держать в своем государстве большую банду морских разбойников. Таким образом очевидно, что несмотря на то, что русские князья пользовались услугами варяг, определяющим фактором во внутренней политике они не были.
Точно также к помощи варягов обращался и Ярослав Мудрый. Сын князя Владимира в борьбе со своими братьями за Киевский престол нанял отряд норвежского конунга Эймунда. Норман вынужден был уйти на Русь после того, как Олаф захватил власть в его родной Норвегии и ему ничего другого не оставалось, кроме как искать себе и своей дружине кровавую работу где придётся. Договор между Ярославом и Эймундом носил краткосрочный характер(сроком на один год), и в последующем был расторгнут норвежцами.
В саге об Эймунде говорится о том, что данный конунг остался на русской земле и правил там несколькими городами, но никаких следов, ни в археологии ни в письменных источниках, об этом данных нет. Скорее всего норвежский конунг остался в русской земле, в том смысле, что умер здесь в ходе междоусобной войны, в которой он принимал участие то на одной, то на другой стороне. А в саге так было написано, потому что других сведений об Эймунде, в далекой Норвегии, где писался эпос, не было.
Следует заметить, что за помощью к иноплеменным обращались и другие русские князья, в частности брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав захватил Чернигов совместно с хазарами и касогами.
Следует пару слов сказать о том, что у ранних русских князей были скандинавские жены, и действительно у Владимира Святителя первая супруга - Рогенда, предположительно варяжской крови, а Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе Ингигерде. Однако всерьез говорить о варяжском влиянии через них не приходится, иначе придется признать, что русское влияние было по всей Европе, так как дочери русских князей в ту эпоху становились женами французских, польских, норвежских и венгерских королей.
Варяги выполняли роль наемного воинского контингента в противоборстве князей, однако существенной самостоятельной политической силой в русском государстве не являлись. Да, на уровне отдельных личностей вроде Свенельда они могли повлиять на принятие политических решений на раннем этапе, однако начиная с Ярослава Мудрого даже этого уже не было, и норманы были просто наемными работниками ратного труда, готовые за деньги на любые грязные дела.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!