«Итак она звалась Татьяной…». Точнее, Татьяной Власенковой. Уроженка провинциального выдуманного писателей города Лопахина стала героиней многостраничного сочинения советского писателя Вениамина Каверина в 1948 году, когда была опубликована первая часть романа «Открытая книга». Она называлась «Юность». Эту книгу автор сочинил уже после грандиозного успеха своего предыдущего творения «Два капитана», мгновенно ставшего хитом отечественной литературы и культуры и удостоенного Сталинской премии второй степени (1946). Смена темы была настолько кардинальной, что породила полемику и небывалый интерес к истории о том, как люди осуществляют (или не осуществляют) свою мечту и становятся учеными. Можно сказать, что «Открытая книга» фактически открывала новую галерею образов ученых. Именно тех, кто стал таковыми уже при советской власти.
Сам роман выходил частями (еще двумя – «Поиски» и «Надежды») и время их действия практически синхронизировалось той эпохе, в которой жил и автор, и его воображаемые герои. Однако заметим, что сюжетные перипетии судеб главных героев – самой Татьяны и братьев Львовых – Дмитрия и Андрея – во многом рифмовались с обстоятельствами реальной биографии двух старших братьев Вениамина Каверина – Льва Зильбера, ученого-вирусолога, и Давида Зильбера, ученого, специалиста по гигиене. Причем, Лев трижды подвергался аресту, и потому часть биографии Андрея Львова, ставшего по книге мужем Татьяны Власенковой, отражает судьбу самого старшего брата писателя. Подобные повороты сюжета в романе могли появится по вполне понятным причинам только после смерти «лучшего друга советских писателей», и неслучайно заключительная часть романа (все же будет считать книгу таковой) появилась в рубежном для нашего Отечества 1956-м году.
Как и положено в классическом романе, главная героиня непросто находит свое призвание микробиолога, и также непросто складываются ее отношения с братьями Львовыми, не говоря уже о других ее поклонниках. В «Открытой книге» вы вряд ли найдете «пять пудов любви», но тот пуд соли, который пришлось съесть героине вместе со своими друзьями детства, определившими ее судьбу, вы несомненно почувствуете. Хотя временами кажется, что Татьяна Петровна очень сильно переживает все любовные перипетии и слишком подробно о них рассказывает читателю.
Как и «Два капитана», «Открытая книга» написана от первого лица и это явно удачный ход Вениамина Александровича, который таким образом после мужского авторского «я» в тексте про Саню Григорьева весьма изящно примерил на себя «я» советской женщины-ученого. Он аккуратно обошел некоторые щекотливые моменты, связанные с интимными переживаниями, но за счет флера романтичности и некоторой недосказанности по части описания подробностей любовного состояния товарища Власенковой сумел оставить неоткрытыми некоторые страницы как ее личной жизни, так и научной карьеры. Например, героиня «не сочла» нужным рассказать читателям о том, как она стала доктором наук и профессором. А ведь для современников это одна из важнейших и интереснейших тем каверинской книги. Не так часто в отечественной литературе обоих столетий – прошлого и нынешнего – встретишь столь углубленное и точное описание хода научных исследований и сопровождающих их интриг.
Заметим, что и образ Т. П. Власенковой имел очевидный и известный всем прототип – ученую Зинаиду Ермольеву, которая впервые в 1942 году получила тот самый пенициллин, о котором идет речь на половине страниц солидного романа Вениамина Каверина. Правда, он назывался крустозин ВИЭМ. И название это полностью перешло в текст романа. Туда же «пожаловали» и некоторые подробности биографии самой ученой – от открытия ею феномена светящихся холерных эмбрионов до героической работы в осажденном Сталинграде по предотвращению вспышек эпидемий. То есть метод «Двух капитанов», когда реальные факты накладывались писателем на изобретенные им версии судеб выдуманных им героев, был снова успешно применен и в варианте романа о нелегкой, но счастливой судьбе советской женщины-ученого.
Фабульные совпадения двух знаменитых романов одного писателя поразительны. В обоих есть письменные источники (письма и рукопись), которые беспокоят героев на протяжении многих лет. Наличествуют и два типа злодеев – крупный и рангом поменьше. Есть и частая смена географических координат на жизненном пути героев, которые «задевают» и провинцию, и Петроград, и Москву. Есть и драматические новеллы о войне. А самое главное – в обеих книгах – количество положительных героев (как написали бы в советской критике) явно превосходит количество тех, кого можно было бы именовать «отрицательными».
Про финалы обеих текстов и говорить не приходится. Они не могут закончится трагически. Потому что судьба как бы не играла человеком, но он все равно остается ее хозяином. Еще и об этом написана Вениамином Кавериным его «Открытая книга». Ее автор явно знал: на каких струнах читательской дущи можно было сыграть, чтобы он(читатель) неотрывно следил за судьбой главной героини. Наверное, поэтому на киностудии «Ленфильм» дважды в 1970-е годы с интервалом в четыре года переносили на экран этот замечательный роман. Но это уже совсем другая история.
Сергей Ильченко
#литература #обзор на книгу #рецензия на книгу #вениамин каверин