Найти тему
Киносноб

История молодого афериста - Аллея кошмаров (2021)

Амбициозный мошенник, обладающий талантом манипулировать людьми с помощью нескольких удачно подобранных слов, встречается с женщиной-психиатром, которая еще опаснее, чем он.

Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"
Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"

Гильермо дель Торо часто обращался к теме монстров. Призраки, упыри, демоны, вампиры-полукровки, кайдзю... практически все виды существ, о которых только можно подумать. Но даже если большая часть сюжета происходит на старинном карнавале, здесь нет мифологических или фантастических существ. Фактически, это первый фильм дель Торо, в котором нет никаких существ, о которых можно было бы говорить - поскольку любые потенциальные монстры оказываются "нормальными" под карнавальным фасадом - и все же люди в "Аллее кошмаров" чудовищнее, чем в "Лабиринте фавна" (2006).

Адаптированный по роману Уильяма Линдсея Грешема 1946 года (в предыдущей версии 1947 года снимался Тайрон Пауэр), фильм "Аллея кошмаров" начинается с того, что Стэнтон "Стэн" Карлайл (Брэдли Купер) сжигает свой дом и натыкается на странствующий карнавал, где владелец цирка Клемент "Клем" Хоули (Уиллем Дэфо) дает ему работу бродячего артиста. Стэн, находящийся в бегах от чего-то в своем прошлом, вписывается в группу неудачников, уродов и чудаков и быстро адаптируется к жизни среди них.

Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"
Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"

Работая на карнавале, Стэн встречает множество колоритных персонажей, включая ясновидящую Зину Крумбейн (Тони Коллетт), ее мужа-алкоголика Пита Крумбейна (Дэвид Стрэтэйрн), "электрическую девушку" Молли Кэхилл (Руни Мара), силача Бруно (Рон Перлман) и оператора фанхауса Джека (Клифтон Коллинз-младший), и многих других, сыгранных актерами, придающими этим чудакам живую реальность.

Мир в целом полностью реализован, с прекрасными, достойными наград декорациями от Тамары Деверелл и Шейна Виё. В целом, мастерство безупречно, как и следовало ожидать от картины дель Торо. Дан Лаустсен снимает фильм в стиле нуар, а Нэйтан Джонсон создает призрачную партитуру.

Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"
Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"

После нескольких неудачных (или удачных, в зависимости от точки зрения) событий, которые я не буду описывать, Стэн и Молли вместе покидают карнавал, чтобы отправиться в путь со своим популярным и все более сложным представлением. И, после скачка во времени, мы видим, что их представление стало еще более успешным, чем могло бы быть на карнавале. Они выступают со сложным, доведенным до совершенства шоу для высших слоев общества несколько вечеров в неделю.

Затем, во время одного из выступлений, их замечает (и бросает им вызов) доктор Лилит Риттер (Кейт Бланшетт), психиатр, проявляющий особый интерес к актерскому искусству (и конкретно к Стэну). Она приглашает Стэна в свой кабинет, где предлагает ему схему обогащения... и Стэн, всегда думающий о том, как заработать больше денег и подняться по социальной лестнице, почти сразу же соглашается. Но поскольку это фильм-нуар, план Риттер не так прост, как кажется...

Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"
Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"

Бланшетт проводит время своей жизни в роли Риттер, играя ее как любовную дань классическим роковым женщинам в духе Риты Хейворт или Лорен Бэколл. Она привносит в фильм заряд энергии и живость, которая должна вернуть внимание даже тех зрителей, которые наиболее яростно жаловались на то, что фильм слишком длинный.

Я не читал оригинального романа, но, похоже, дель Торо придерживался оригинальной концовки, которую изменили в фильме 1947 года, скорее всего, потому, что Кодекс Хейса счел бы ее неуместной. И новый фильм от этого стал еще сильнее.

Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"
Кадр из кинофильма "Аллея кошмаров"

Фильм возвращается к речи Клема, сыгранного Дэфо в начале фильма, где он объясняет Стэну, что такое "гик" и как он продолжает занимать такое низкое положение, на которое смотрят свысока. Эта история действительно тревожная, что отлично подходит к концовке. История заканчивается на совершенно невеселой ноте после потрясающей финальной последовательности событий. Я давно не видел фильма крупной студии с такой мрачной концовкой, за исключением, может быть, основанного на фактах "Иуда и черный мессия" (2021). Это лучшая часть фильма, но у каждого свой взгляд на столь уродливую развязку.

Несмотря на то, что фильм не может сравниться с классикой нуара эпохи старого Голливуда, "Аллея кошмаров" все равно производит сильное впечатление. Он является большим, глянцевым студийным фильмом, что становится все более редким зрелищем, и, возможно, еще более редким после его провальных кассовых сборов в США. Надеюсь, фильм найдет свою аудиторию и в других странах, потому что продолжение фильма дель Торо "Форма воды" (The Shape of Water, 2017), получившего "Оскар", стоит вашего внимания.

#кино #кинообзор #рецензия на фильм #обзор на фильм #триллер #драма #бредли купер #кейт бланшетт #руни мара #уильям дефо