Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

В какие города бывшего СССР попали трамвайные вагоны из немецкого города Шверин

После распада Советского Союза и социалистического лагеря ситуация с поставкой техники стала ухудшаться, с той поры начался процесс покупки списанных трамваев городами бывшего СССР, при этом, как правило, на вторичный рынок первоначально вышли трамваи "Татра". Вагоны продавали Москва, города Германии, а позднее Чехии и Словакии. В ряд городов бывшего СССР попали трамвайные вагоны "Татра" из немецкого города Шверин. Что интересно в двух из них в советские годы вагоны "Татра" не эксплуатировались.

В города бывшего СССР продавались модернизированные вагоны "Татра" Т-3D, получившие после ремонта обозначение Т-3DC1 или Т-3DC2. Разница лишь в том, что первые имели полноценную кабину для водителя, а вторую были активными прицепами, для ведения вагона был лишь маневровый пульт. Об особенностях данных вагонов канал как-то уже писал в статье "Особенности шверинских "Татр", поступивших в Тулу, Днепропетровск и Алма-Ату".

Первым городом, получившим вагоны из Шверина стал Даугавпилс, куда в 2002 году пришло 12 вагонов. Даугавпилс получили трамваи с менее глубокой модернизацией. У вагонов были сохранены ширмовые двери, был сохранен прежним размер кабины водителя, так первая дверь вагонов Т-3DC1 сохраняла свой прежний размер, в то время как у таких же трамваев для других городов была сохранена лишь одна створка, а за счет второй была расширена кабина и вместо дверной створки было сделано окно. Фактически данные трамваи закупались в составе поезда из вагонов Т-3DC1 и Т-3DC2, т.е. в Даугавпилс пришло 6 вагонов каждого типа. Трамваи Т-3DC1 получили номера 076, 080, 070, 072, 074, 078, а вагоны Т-3DC2 получили номера 071, 073, 075, 077, 079 и 081. Вагоны 076, 080, 079 и 081 на текущий момент списаны, при этом вагон Т-3DC2 номер 081 не работал и использовался как донор запасных частей. Перед отправкой в Даугавпилс вагоны побывали в Риге где были переоборудованы на штанговый токосъем.

Т-3DC2 номер 081 (шверинский номер 247) в шверинской окраске, донор запасных частей, 2008 год, фото Янис Витолс
Т-3DC2 номер 081 (шверинский номер 247) в шверинской окраске, донор запасных частей, 2008 год, фото Янис Витолс
Списанный ныне поезд 080-079, 2020 год, фото Кристиан Грамбергс
Списанный ныне поезд 080-079, 2020 год, фото Кристиан Грамбергс
Поезд 070-071, февраль 2021 год, фото Кристиан Грамбергс
Поезд 070-071, февраль 2021 год, фото Кристиан Грамбергс
Вагон Т-3DC2 номер 075, май 2020 года, фото Кристиан Грамбергс
Вагон Т-3DC2 номер 075, май 2020 года, фото Кристиан Грамбергс

В 2003-2004 годах бывшие шверинские вагоны поступили в город Днепропетровск (укр. Днепр). Днепропетровск получил уже более модифицированные вагоны с двухстворчатыми дверьми и расширенной кабиной водители. Трамваи также были двух модификаций - моторные и моторные без кабины (активные прицепы), обозначение серий аналогично как в Даугавпилсе. Всего в город пришло 14 поездов, состоящих из вагонов Т-3DC1 и Т-3DC2, то есть 28 вагонов. Как правило у новых владельцев трамваи работали в тех же поездах, в которых они работали и в Шверине, только под новыми номерами, это связано было с тем, что в Шверине вагоны были настроены для работы друг с другом, а вот в составе других поездов они могли и капризничать. Хотя бывали и исключения. На текущий момент списано два вагона, один моторный и один активный прицеп.

Т-3DC1, 2011 год, фото автора
Т-3DC1, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2011 год, фото автора

В 2004 году 24 вагона поступают в Алма-Ату (Казахстан). Прицепные вагоны долго не проработали, большинство из них были списаны в 2006 году, часть же головных вагонов прослужили до начала 2010-х годов, а вагон под номером 1021 дожил до закрытия алма-атинского трамвая в 2015 году.

Последний алма-атинский вагон Т-3DC1 под номером 1021, ноябрь 2021 года, фото https://transphoto.org/photo/1553257/, автор Владислав Захаров
Последний алма-атинский вагон Т-3DC1 под номером 1021, ноябрь 2021 года, фото https://transphoto.org/photo/1553257/, автор Владислав Захаров
Вагон Т-3DC1 под номером 1011, 2011 год, фото https://transphoto.org/photo/401748/?vid=110142. автор A. N.
Вагон Т-3DC1 под номером 1011, 2011 год, фото https://transphoto.org/photo/401748/?vid=110142. автор A. N.
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2005 год, фото https://transphoto.org/photo/940348/?vid=110164, автор Wilfried Wolf
Поезд Т-3DC1 + Т-3DC2, 2005 год, фото https://transphoto.org/photo/940348/?vid=110164, автор Wilfried Wolf

Последним городом, куда поступили "Татры" из Шверина, стала Тула. Тула забрала последние вагоны, в Шверине остались после этого лишь музейные и служебные "Татры". Вагоны поступили в 2005 году. Надоумила приобрести трамваи Алма-Ата, бывшим директором в те годы МКП "Тулгорэлектротранс" был Салищев, он посетил совещание в Алма-Ате, где увидел эти трамваи и решил, что обязательно закупит такие для Тулы. В Тулу пришло 5 поездов или 10 вагонов, при этом вагоны 45 (144)+46 (244) были уникальными, после аварии они были восстановлены с изменением формы кузова кабины. Один прицепной вагон с номером 82 стал донором запасных частей и не эксплуатировался, в итоге в городе работало 4 поезда и один одиночный вагон. В настоящее время все вагоны данной серии списаны.

Вагон Т-3DC2 номер 46 (шверинский номер 244), 2005 год, фото автора
Вагон Т-3DC2 номер 46 (шверинский номер 244), 2005 год, фото автора
Салон вагона Т-3DC2 номер 46 (шверинский номер 244), 2005 год, фото автора
Салон вагона Т-3DC2 номер 46 (шверинский номер 244), 2005 год, фото автора
Оставленные вагоны Т-3DC2 номер 80 и 82, 2013 год, фото автора
Оставленные вагоны Т-3DC2 номер 80 и 82, 2013 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + T-3DC2 номер 75-76, 2010 год, фото автора
Поезд Т-3DC1 + T-3DC2 номер 75-76, 2010 год, фото автора
Вагон Т-3DC1  номер 75, 2010 год, фото автора
Вагон Т-3DC1 номер 75, 2010 год, фото автора
Вагон Т-3DC2 номер 80, 2010 год, фото автора
Вагон Т-3DC2 номер 80, 2010 год, фото автора
Только поступивший из Шверина вагон Т-3DC1 в бывших ВРМ, 2005 год, фото автора
Только поступивший из Шверина вагон Т-3DC1 в бывших ВРМ, 2005 год, фото автора
Самый нестандартный поезд Т-3DC1 + T-3DC2 номер 45-46 с измененной формой кузова, 2006 год, фото автора
Самый нестандартный поезд Т-3DC1 + T-3DC2 номер 45-46 с измененной формой кузова, 2006 год, фото автора

Канал "ПАНТОГРАФ".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

Трамвайные вагоны модели Т-6А5 уходят с улиц Праги

Особенность рижских трамваев

Вспомним трамвай Евпатории за прошлые годы

-23

#трамвай #трамваи #чешский трамвай #транспорт #городской транспорт #общественный транспорт #интересные факты #пассажирский транспорт #электротранспорт #подвижной состав