Ещё недавно кухонная посуда "оттуда" воспринималось как чудо. А свои космические достижения почему-то вызывали унижение.
Каждому из нас важно разобраться со своей самооценкой и имиджем. Иначе невозможно двигаться вперёд и эффективно конкурировать. Технологических инноваторов это тоже касается.
Кто жил в девяностые те помнят, особенно домохозяйки, каким чудом казалось тогда появление в продаже тефлоновых сковородок. Они казались фантастически удобными – на них ничто не пригорает, их легко мыть и т. д. и т. п. И мы думали: "Какие же большие молодцы эти западные инженеры, которые создали этот волшебный тефлон".
В рекламе продавцы "чудо-сковородок" заявляли, что это космическая разработка из американской лунной программы. Дескать, тефлон предназначался для защиты космической техники от экстремальных температур.
Лишь немногие знали, что в Советском Союзе такой материал давно выпускался. Правда, назывался он по-другому – фторопласт-4. Его промышленное производство начали ещё в 1956 году.
Действительно, в быту этот материал не спешили использовать, внедряли медленно. Но даже там, где его успешно применяли, где добивались выдающихся результатов, как-то не умели это красиво преподнести широкой публике.
Например, в начале восьмидесятых годов в космосе советские инженеры великолепно осуществили проект "Вега" (исследование Венеры и кометы Галлея). Там, кроме прочего, впервые в мире применили уникальные аэростаты – надувные шары летали в венерианской атмосфере. Так вот оболочки этих аэростатов сделали из того же самого фторопласта-тефлона.
Аппараты, летавшие 46 часов в жаркой, плотной и едкой венерианской атмосфере, отработали прекрасно, принесли великолепные научные данные об атмосфере планеты. Но никто при этом подробно не рассказывал про чудесные свойства того материала, из которого аэростаты сделаны.
Потом, в 90-е, нас и вовсе приучили стыдиться своего прошлого, приуменьшать свои достижения, и прежние победы начали казаться какой-то ерундой. А вот волшебные заокеанские сковородки из тефлона – это да, это блеск!
И сейчас нашим космическим деятелям зачастую не хватает умения эффектно выказать свои достижения. Выделывают в космосе грандиозные вещи, но объяснить толком не могут, чем это круто. Ну нет у нас давних традиций в том, как себя пиарить и как хвастаться своими прорывами.
В последнее время, вроде бы, прогресс у нас в этом деле наметился – начали лучше популяризировать, даже кинопроект в космосе организовали, съёмки фильма "Вызов". Прогресс в популяризации российской космонавтики уже наметился. Но нам всё ещё надо учиться тому, как хвалиться. К счастью, война технологий полна драматизма и даёт достаточно поводов для гордости.