Возвращаясь к своей недавней публикации о пятьдесят первом главе МВД Федорчуке, выведу лейтмотив всей его деятельности на посту министра: самому не жить и другим не давать! Это стало понятно сразу: когда в центральном аппарате впервые увидели нового министра, то многие, прочитав на его лице недвусмысленное: «Как же я вас всех тут ненавижу!», догадались - пришёл разрушитель...
Но едва ли не большую неприязнь вызывал его заместитель по кадрам генерал-полковник В.Я.Лежепёков (кстати, бывший главный кадровик КГБ), переведённый в МВД в 1983 году по личному указанию Андропова для «укрепления» милицейских рядов. В первую очередь, разумеется, чекистами. Но не всеми подряд, а теми, кто был послабее или пришёлся не ко двору в «конторе глубинного бурения» (так простой люд расшифровывал известную аббревиатуру). Привыкший всю жизнь бороться исключительно с врагами, а тут вдруг волею судеб оказавшийся в этом самом «вражьем логове» (по его убеждению), он перенёс это состояние в новое ведомство.
О том, как происходил разговор Андропова с Лежепёковым по поводу унизительного назначения в МВД, можно почитать у В.Некрасова («МВД в лицах»):
Лежепёков: - Это Ваше решение направить меня в МВД?
Андропов: - Да. Тебе нужно пойти туда и поработать вместе с Федорчуком так, как работал со мной. Там развелось много гнили - нужно почистить.
Лежепёков: - Тогда я согласен!
При этом сам Федорчук откровенно признался своему заму, что не планировал брать его к себе, а выполнил лишь просьбу Андропова. Лежепёков догадался, что это было сделано с подачи новоиспечённого председателя КГБ Чебрикова.
Бывший начальник ГУУР И.И.Карпец (тогда он возглавлял ВНИИ МВД) был вынужден с ужасом наблюдать развернувшуюся «охоту на ведьм» после прихода «серого кардинала» Лежепёкова. Так, например, созданную и выпестованную им группу старших инспекторов по особо важным делам ликвидировали как самостоятельное подразделение, после чего руководитель группы А.С.Муравьёв окончил жизнь самоубийством. Аналогично завершил свой земной путь ещё один из начальников отделов- В.Н.Нечаев. После «крупного разговора» не выдержало сердце у начальника отдела по борьбе с наркоманией Ю.К.Щербакова. Практически был разогнан весь аппарат ГУБХСС - уволено около 180 человек. А потеря агентуры сказывалась потом ещё долгие годы...
При этом сам Лежепёков не раз сожалел, что удалось пройтись только по верхам, хотя надо было копнуть поглубже.
Конечно, недостатков в доставшемся Федорчуку ведомстве вполне хватало: зарвались хозяйственники, разрослись штабные и кадровые подразделения, были и коррупционеры, и взяточники (как, впрочем, во всех эшелонах власти). Вот только обобщение о «врагах» и «гнили» - это явный перебор!
Один простой факт. Спустя почти двадцать лет после федорчуковской чистки можно было легко убедиться, что работа всех территориальных ОВД-УВД держится на поколении, начинавшем при Щёлокове. А вот сотрудников госбезопасности, пришедших на должности уволенных опальных милиционеров, по прошествии трёх лет в МВД почти никого уже не осталось. Вот если бы они шли туда работать, а не заниматься чисткой, такой беды не случилось бы...
Пожалуй, в этом плане в какой-то степени повезло московскому Главку: назначенного на должность заместителя начальника ГУВД (а прослужил он в этом качестве аж восемь лет!) выходца из Комитета А.П.Бугаева, показавшего себя настоящим профессионалом и порядочным человеком, бывшие сослуживцы до сих пор вспоминают с теплотой. А если учесть, что курировал генерал не какие-то второстепенные, а оперативные службы (в том числе, знаменитый МУР), подобная оценка дорогого стоит.
Время всё расставило по своим местам и доказало, чьи выдвиженцы - Щёлокова или Андропова - оказались порядочнее…
При подготовке публикации использованы материалы книги С.Кредова «Щёлоков» (Москва, «Молодая гвардия», 2010 год).
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации и подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!