Найти тему

Богтог/бокка - уникальный головной убор монгольских женщин, который повлиял на моду Европы

Монголия всегда славилась не только искусством верховой езды и мясной кухней, но и также монголы были известны как знатоки изобразительного искусства и моды. Как пример приведенный ниже, древние монгольские придворные дамы оказали большое влияние на высокую моду, которая распространилась даже за пределы Китая в Европу.

Как известно, крупный рогатый скот и овцы, не только влияли на монгольскую диету, но и на одежду – шерсть была основным источником материала для одежды из-за обилия овец.

Так, на картине «Охота Хубилай Хана» Лю Куан-тао изобразил Хубилай-хана верхом вместе с одной из его жен Чаби на фоне северных степей. Караван верблюдов проходит по песчаным пустынным склонам на заднем плане, а Хубилай-Хана сопровождают несколько других охотников и чиновников. Хубилай Хан и Чаби одеты в белые мантии из шерсти, а их головные уборы с загнутыми краями сделаны из войлока.

Все монголы любили и надо признать, что до сих пор любят, головные уборы. К тому времени как монгольская империя продвинулась на юг, уже изготовлялись шляпы с широкими краями, чтобы защитить владельцев от солнца. Но самой необычной частью гардероба монголов были, пожалуй, древние монгольские головные уборы женщин.

Замужние благородные женщины носили богтог, символ их статуса. Хотя он использовался как и официальная одежда, но его также носили на церемониальных мероприятиях, таких как свадьба. На картине «Портрет супруги Хубилай-хана» Чаби изображена в богтоге высотой почти в два фута. Для такой высота нужен был мощный каркас, поэтому цилиндрическая деревянная рама обычно была сделана из березы и покрыта войлоком, но дворяне часто использовали малиновый цветной шелк. Волосы Чаби заправлены внутрь, а шляпа прикреплена к ее голове ремнями. Ствол и корона украшены жемчугом и драгоценными камнями, такими как нефрит, а верх шляпы - фазаньими и павлиньими перьями. С боков свисают бусы из жемчуга, золота и рубинов.

Бокка, или боктаг – один из самых необычных головных уборов знатных женщин Золотой Орды, появившийся на территории восточноевропейских степей не ранее середины XIII в. Среди современных ученых нет единого мнения о его происхождении. С одной стороны, бокка была головным убором монгольской знати и императриц, который можно увидеть, например, на портретах императриц и придворных дам династии Юань и дома Хулагу (в Китае этот головной убор назывался гу-гу). С другой стороны, бокки Золотой Орды все-таки отличаются от чисто монгольских и напоминают более древний местный головной убор, еще времен кимако-кыпчакского объединения.

Лично у меня (не собираюсь говорить за всех, все же у каждого свой взгляд на вещи) складывается ощущение, что монголо-татарский богтог трансформировался со временем в современные монгольские женские головные уборы путем уменьшения размеров "столбца" и добавлением обворота (или как еще назвать эту часть убора).
Лично у меня (не собираюсь говорить за всех, все же у каждого свой взгляд на вещи) складывается ощущение, что монголо-татарский богтог трансформировался со временем в современные монгольские женские головные уборы путем уменьшения размеров "столбца" и добавлением обворота (или как еще назвать эту часть убора).

Богтог не только символизировал статус, но и служил, как не странно это прозвучит, для того, чтобы отличать женщин от мужчин, поскольку их одежда была в некотором роде схожей.

Чем выше ранг женщины, тем более сложным и богатым украшенным был богтог. Поэтому не случайно, по мере расширения империи, в декор богтога вошли экзотические ткани и драгоценности из Исламской Центральной Азии.

Портрет Чаби также показывает, что она, кроме богтога, также носила и дээл, который является традиционной формой монгольской одежды, и выглядит как длинное пальто с двумя лоскутами. Дээл предназначался для разных случаев, например, для верховой езды или официальной встречи. Дээл Чаби украшен сложными узорами из золотых и серебряных нитей на черном фоне. Эти уникальные вышивки известны как «нашиши» в эпоху правления династии Юань, возникшей в Центральной Азии. В этой текстильной технике тонкие нити золота переплетаются с шелковыми нитями. Художник использует золотой пигмент, чтобы изобразить на картине этот роскошный тип парчи.

Монгольская мода особенно расширила свое влияние в период, когда иностранные правители, например, корейские, начали брать в жены монгольских принцесс, которые и оказали влияние на их официальных одежду. Аналогичным образом, другие регионы переняли некоторые монгольские платья из-за близости к империи. Длинные подпоясанные туники, которые носили средневековые русские князья, к примеру, имели сходные с дээлом черты.
Современный вариант богтога/бокки
Современный вариант богтога/бокки

Тем не менее, из всего гардероба монгольского двора, именно головной убор богтог/бокка, а не дээл привлек внимание многих, кто посетил империю. Восточные и западные путешественники были удивленны богтогом и описали его в красочных подробностях. Исторические свидетельства показывают, что, когда Марко Поло совершил поездку в Монголию в 13 веке, он привез, как самую большую экзотику, богтогу в Европу. Это и повлияло на развитие конусообразного головного убора – геннина (эннин, эннен) , который носили европейские дворянки в эпоху средневековья. Сегодня геннин или атур является символом благородства и женственности средневекового периода.

Видео в тему: