http://lib.ru/NABOKOW/fial03.txt
Одним из самых непредсказуемых рассказов из числа рассматриваемых является рассказ Владимира Набокова «Королёк», повествующий о человеке с, казалось бы, говорящей фамилией – Романтовский, тихом, спокойном, который, казалось бы, не имеет ярко выраженных недостатков, но вдруг оказывается преступником и погибает в результате стычки с уже очевидными, а не латентными, негодяями.
В начале рассказа замечаем полезный для глаз зелёный цвет, показанный автором через «апрельскую пунктирную зелень». Владимир Набоков, как хороший учитель, не всегда преподносит реципиентам готовый цвет. Временами автор, беря читателя в качестве соавтора, создаёт небольшие загадки, полунамёки, позволяющие читателю как бы дорисовать картину, только подсказанную автором, примерами чего служат «лёгкая тень листвы», «кирпичная стена»,не являющиеся сюжетообразующим материалом, а вклинивающимися в экспозицию фрагментами описания.
Явными антиподами Романтовского являются братья, Густав и Антон, а также предполагаемая невеста Густава, Анна: они некорректно выражаются, являются носителями довольно резких суждений и своеобразного образа жизни, противоположного образу жизни центрального персонажа рассказа.
Автор отмечает «бледное востроносое лицо» Романтовского, вызывавшее подозрительность.
«Причинами бледности являются «возрастные изменения кожи, недостаток влаги в ней, ослабление питания, возникающее в результате менее активной, чем ранее, работы сосудов. Кроме того, бледность напрямую связана со стрессом, недосыпанием и недостатком кислорода».
Причина стресса и недосыпания Романтовского крылась в его ночных бдениях. Окончательно она раскроется в конце рассказа. Братья названы «красный и серый». И, если последнего можно противопоставить Романтовскому как банальную и заурядную личность, первый явно контрастирует с бледностью центрального персонажа, как бы предостерегая его, подобно ядовитому представителю флоры либо фауны.
Однако этот обманувший последнюю надежду цвет не спас Романтовского от смерти. Владимир Набоков «убил» этого, казалось бы, безобидного героя. Читатель недоумевает, почему же всё вышло так, а не иначе, надеется на объяснения со стороны автора, ожидает получить их в конце рассказа. И он их получает, причём автор, ловкий мистификатор, создаёт такое ощущение, что он и сам не знает, чем он, рассказ, закончится. Но эта «шахматная партия» не могла быть непродуманной. Данный приём имеет ошеломительный эффект при первом чтении рассказа.
Вернёмся к подозрительности главного героя. Изначально он был подозрительным только для недалёких братьев. Но вот полицейские, обыскавшие комнату, в которой жил Романтовский, установили, что тот являлся фальшивомонетчиком, что на языке братьев звучало как «королёк». Между прочим, ещё при жизни Романтовский запустил механизм, как бы нанёсший братьям ответный удар уже после того, как он умер, когда братья буквально насильно заставили его купить не нужную ему вещь. Ведь он был фальшивомонетчиком, а следовательно, подсунул им фальшивые деньги.
«Мой бедный Романтовский! А я-то думал вместе с ними, что ты и вправду особенный. Я думал, признаться, что ты замечательный поэт, принужденный по бедности жить в том чёрном квартале. Я подумал, судя по иным приметам, что ты каждую ночь — выправляя стих или пестуя растущую мысль — празднуешь неуязвимую победу над братьями. Мой бедный Романтовский! Теперь всё кончено». Именно такими словами заканчивается рассказ. Выходит, герой жил сам по себе, был как бы видением автора, никак от него не зависел. Именно эффект неожиданности является в данном рассказе текстообразующим. И фамилия его, сулившая нечто романтическое, разочаровала, так и не оказавшись говорящей.