- Покурить хочется, - вздохнула очередная моя пассажирка. - У вас в машине курить можно?
- Нельзя, - выдохнул я.
- Жаль, что у вас в машине курить нельзя. Хочется.
- Курить нельзя не только в машине.
- Это кто ж мне запретит? Путин?
- Минздрав…
- Ой, я вас умоляю. Типа Правительство России заботится о генофонде нации? Ввергли страну в нищету и курить запрещают. Ха. Да, люди от нищеты дохнут. А ни одного не видела, который от курения помер. Нищета кругом, и люди сплошь нищенствуют!
- С этим нельзя не согласиться, - ответил я, - однако, мне кажется, диагноз нашего общества – это, скорее, нищета Духа. И слабость и пигмейство Духа тем заметнее, чем жёстче внешние условия. Вот, может, и пытается Бог спасать наши умирающие души, допуская такие, порой невыносимые, условия жизни, чтобы люди сердцем пробудились, Духом окрепли. Все болезни и катастрофы, политические и военные конфликты, бедственное материальное положение многих людей возникают именно в периоды массовой аморфности людей, потребительских настроений, мещанства, усыпляющей Дух комфортабельности. А вот, когда у людей появится ощущение Божественности, Святости Жизни, тогда у них появятся и здоровье, и БОГатство…
- Это как же я вдруг разбогатею, если я – больная пенсионерка? Я, между прочим, всю жизнь отработала. И работала, кстати, на совсем невысокой должности – в отделе кадров, но в советские времена и в отпуск к морю каждый год могла себе позволить съездить, и машину купить – новую, а не подержанную! А сейчас? Разве на мою пенсию сейчас можно уехать на море?
- Я же говорю, что материальный комфорт убаюкивает людей, и они забывают развивать свои души, перестают духовно расти. Живут чисто материальными заботами. Тогда и складываются отрезвляющие их, суровые окружающие условия. Люди вообще не меняются внутренне так быстро, как бы этого, возможно, хотелось Небесам. Я помню, что когда развалился Советский Союз, щедрые открытые люди вдруг стали скупыми и замкнутыми, интернационалисты вдруг превратились в националистов, а убеждённые коммунисты в капиталистов и либералов. Это значит они и были такими, а изменение внешних обстоятельств просто вскрыло их хамелеонскую суть. Так же, если человек чем-то конкретно недоволен, то просто таково его внутреннее состояние: сегодня он недоволен Путиным, вчера протестовал против Ельцина, так же, как до этого ругал Горбачева. А люди старшего поколения, уверен, ворчали и винили в своём бедственном положении Брежнева.
- Что же нам такого плохого сделал Брежнев?
- Ну, вспомните: впавший в маразм политик, который слова не мог сказать без приготовленного ему заранее текста, каждый месяц вешал себе на грудь орден или медаль, а в каждый день рождения – золотую звезду героя. В магазинах ни колбасы, ни туалетной бумаги. Чай и кофе – страшнейший дефицит. За политический анекдот могли и посадить: в лучшем случае – в психушку, а в худшем – в тюрьму…
- Да, туалетной бумаги не было. Но мы ведь хорошо жили…
И вспомнился мне тут рассказик Аркадия Аверченко про то, как сидел в тысяча девятьсот десятом году за обеденным столом рабочий Пантелей Грымзин и ругал проклятую буржуазию за то, что она объедается рябчиками да ананасами, запивает их шампанским и ликерами, а он, простой рабочий, получил за день два рубля и вынужден довольствоваться водкой, французской булкой, шпротами и ветчиной. «Эх, кабы рабочий класс завоевал себе свободу, - мечтал Пантелей, – пожили б по-человечески!» И вот прошло десять лет. Рабочие совершили революцию. Сидел Грымзин за своим столом и думал: «Вот получил я сегодня за день работы всего две тысячи рублей. И что же? Всё, что могу себе позволить – бутылка ситро и булка получерствого хлеба. А богатые-то, небось, едят сейчас широты и ветчину с белым хлебом и запивают их водкой и пивом. Где же она, справедливость? Почему одним всё, а другим ничего?»
В-общем, вся эта тоска по Советскому Союзу, как иногда кажется, сродни сути бородатого анекдота, в котором журналист берёт интервью у древнего-древнего дедушки и спрашивает того:
- А вот, оцените с высоты прожитых лет, сейчас лучше живётся или при Сталине.
- Ну, конечно, при Сталине, - отвечает дед.
- Вы не торопитесь отвечать. Подумайте. Вспомните. При Сталине людей в лагеря ссылали, по доносам расстреливали, голод был, война… А сейчас: мирное небо, продукты в магазинах, телевизоры в тёплых квартирах…
- Да, что ж тут думать, мил человек! Конечно при Сталине!
- Но почему?
- Так у меня же тогда все зубы целы были, суставы не ломило и девки за мною бегали…
Спасибо за Лайк! Читайте и другие истории о моих пассажирах. В них всегда есть чему улыбнуться и чем умудриться. Просто подпишитесь на канал.