Свебах-Дефонтен Жан Франсуа Жозеф, его картины и рисунки – это целая серия жанровых сценок, где непременно участвуют кони. ИЖЗ.
Свебах-Дефонтен Жан Франсуа Жозеф
1768-1824
Картины и рисунки Свебаха – это целая серия жанровых сценок, где непременно участвуют кони; художник переносит зрителя то в манеж, то на водопой, то на аванпосты кавалерии, то на дорогу с обозами товаров; то к подъезду какого-нибудь постоялого дома, где стоят ломовые лошади, то в вереницу военных фургонов, то на охоту и т.д., и т.д. В его работах кони всегда фигурируют на первом месте, особенно «свебаховская» порода лошадей. Его кони, немного напоминают коней Карла Верне, это высокий конь с сухими ногами, с тонкой шеей, худой, подобранный, с маленькой головкой, некоторое подобие арабского коня. Выбрав этот тип, он уже не отступал от него почти никогда.
По приглашению Императорского фарфорового завода Свебах приехал в Россию, где прожил четыре года, но и русские кони не могли заставить его отказаться от его условного коня.
В России он сделал множество эскизов: здесь и русская упряжь, и сани, и олени, и летние и зимние экипажи с извозчиками, и дрожки, и гитары, и казаки, и башкиры в роли часовых. Все эти заметки пригодились художнику для его небольших картинок, которые он легко писал и легко продавал. Позднее русские воспоминания Свебаха, были изданы им в литографированных альбомах под названием «Воспоминания о России».
В восемнадцатом и в начале девятнадцатого века произведения Жан Франсуа Жозефа Свебах-Дефонтена присутствовали почти в каждом доме. В собрании Кн.Юсупова находилось не мало произведений Свебаха отца и его сына Эдуарда Свебаха.
Ж.Свебах в России:
Граф Д.А.Гурьев, управлявший Императорским Фарфоровым заводом в царствование Александра Первого, искал заграницей техников и художников, специалистов по фарфоровому делу. Так, например, в 1804 году был приглашен живописец Ф.Тибо, в 1808 году – живописец А.Адам.
В 1815 году Гурьев предпринимает усилия по поиску заграницей «художников, знатоков нового вкуса, которые могли бы сами изобретать и делать в лучшем вкусе прожекты и рисунки для фарфоровых вещей и прочих изделий». Он поручил подыскать в Париже четырех опытных мастеров – «артистов фарфорового дела». Друг Гурьева, полковник французской службы виконт де-Пюйбюск нашел в Париже четырех мастеров, изъявивших согласие ехать в Петербург. Это были : Пьер Шарль Ландель – «составщик массы и глазури», Фердинанд Давигнон – токарь, Денис Жозеф Могео – декоратор –позолотчик и Свебах - живописец. Из них Свебах, был самый опытный в фарфоровом производстве, он в течение двенадцати лет работал на Севрской фарфоровой мануфактуре. Де-Пюйбюск о всех отзывался «очень лестно и добавлял, что их удалось убедить ехать в Россию с великим трудом».
С мастерами был заключен контракт на четыре года : каждому мастеру выдавалось вознаграждение по 3000 франков на проезд из Парижа до Петербурге и столько же на обратный путь; в Петербурге казенные квартиры с отоплением и годовое жалование, Свебаху была назначена сумма 3000 рублей в год. При этом в контракте оговаривалось: что «здешнее фарфоровое заведение доведено уже во всех частях до нарочитого совершенства, а от них требуется еще большего усовершенствования; следовательно, каждый из них должен быть уже весьма сведущ в своем деле, а иначе будет ему отказано, не дожидаясь положенного термина, и не будет выдано назначенной суммы на обратный отсюда проезд».
В Петербурге парижских мастеров встретили весьма радушно, например, для них были куплены и прекрасно меблированы два дома, на что было затрачено около 22 тысячи рублей.
Свебах был назначен на должность «ремесленного инспектора» Императорского фарфорового завода. Он заведовал почти всей художественной частью завода, в его ведении находилась не только живописная палата, но даже профессор Пименов - старший, заведовавший «модельмейстерской» завода, был поставлен в зависимость от Свебаха. «Профессору Пименову… иметь по-прежнему начальство над модельмейстерской, действуя однако же во всем с ведома и согласия г.Свебаха. Сочиненные им рисунки должны быть рассмотрены в учрежденном для сего совете, в котором и ему самому иметь заседание».
Свебах и другие мастера из Франции принесли на Императорский фарфоровый завод новый стиль, господствовавший в те года на Севрском фарфоровом заводе, русские ученики стали копировать своих учителей французов.
Свербах в своих работах в России должен был считаться с теми особенностями, которые отличали Императорский фарфоровый завод от Севрской мануфактуры, и пользоваться русскими источниками: Свебах работал по эскизам живописца А.О.Орловского ( некоторые тарелки с сюжетами, компонованы по рисункам Орловского).
Свебах и сам писал на фарфоре. Сохранилось не мало его подписных работ на вазах, тарелках и пр. Он писал типичные сцены их русского быта. Техника Свебаха своеобразна: у него нет скрупулезной тщательности в отделке и тонкости штрихов, он кладет краски широкими мазками. Его живопись производит впечатление гармонией тонов.
Хотя на некоторых предметах, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе, отразилась манера Свебаха, но его своеобразная техника не привилась, и не от него пошла та школа живописцев Императорского фарфорового завода, которая в следующем царствовании щеголяла своею замечательной по исполнению деталей техникой.
Способ широкого мазка, применяемый Свебахом не прививался на Императорском фарфоровом заводе: художники завода продолжали совершенствовать кропотливый способ пунктирной живописи, и только в середине девятнадцатого века, пунктир был вытеснен мазком. Кроме занятий на Императорском фарфоровом заводе, Свебах исполнял и частные живописные работы: им написаны портреты почти всех замечательных лошадей заводов Масловых и гр.Орлова. Свебах оставил и другие следы своего пребывания в России, ему принадлежит очень характерная картина «Конная ярмарка в Москве» и две картины, изображавшие путешествия по России зимой и летом. Службу на заводе Свебах оставил в 1820 году.
Некоторые картины Ж.Ф.Ж.Свебах-Дефонтена:
«Странствующие комедианты»:
Сюжет – лето в разгаре, самая лучшая пора для странствующих жрецов Мельпомены, тут и выгода и удовольствие. Летним днем шумный табор двигается по слегка холмистой, с рощицами местности. Кони с всадниками переезжают брод через неглубокую речку. Целый ряд удачно схваченных движений привлекают в картине, например группа всадников в воде: один остановился и поит лошадь, другой готов вступить в поток и т.д., и т.д.
«Привал турок»(1818 год):
Сюжет - «В дорогу собрался важный паша или шейк с целой свитой всадников с пиками и со сворой собак. Паше пришла пора отдохнуть и выкурить кальян. Небольшой ковер разослан, паша сидит по-турецки, за ним разложена провизия, перед ним его собачья свора. Конюх держит в коновязи трех стройных коней. Паша разговаривает с молодым турком. С пригорка, на котором раскинулся привал, открывается красивый вид».
«Привал казаков и кирасиров»:
У въезда в деревню с бревенчатыми избами, (на первой из них расписался Свебах) спешились трое кавалеристов, два казака и кирасир, один казак держит в коновязи трех коней, кирасир присел на землю, а казачий офицер расспрашивает девушку. На изображение девушка в сарафане и кокошнике, разговаривающая с казачьим офицером, подтверждается, что дело происходит в России.
«Амазонка на охоте» (1819 год):
Диана, в шляпке и амазонке времен Империи подъехала к месту охотничьего отдыха, не слезая со своего великолепного коня, выслушивает почтительный доклад егеря. Грум в комических ботфортах и треуголке держит пару коней.
Свебах-Дефонтен Эдуард:
Сын Жана Франсуа Жозефа Свебаха-Дефонтена – Эдуард Свебах-Дефонтен (1800-1870), в своей карьере шел по следам своего отца, его манера очень близка к манере отца.