Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Свебах-Дефонтен Жан Франсуа Жозеф, его картины и рисунки – это целая серия жанровых сценок, где непременно участвуют кони. ИЖЗ

Свебах-Дефонтен Жан Франсуа Жозеф, его картины и рисунки – это целая серия жанровых сценок, где непременно участвуют кони. ИЖЗ. Свебах-Дефонтен Жан Франсуа Жозеф 1768-1824 Картины и рисунки Свебаха – это целая серия жанровых сценок, где непременно участвуют кони; художник переносит зрителя то в манеж, то на водопой, то на аванпосты кавалерии, то на дорогу с обозами товаров; то к подъезду какого-нибудь постоялого дома, где стоят ломовые лошади, то в вереницу военных фургонов, то на охоту и т.д., и т.д. В его работах кони всегда фигурируют на первом месте, особенно «свебаховская» порода лошадей. Его кони, немного напоминают коней Карла Верне, это высокий конь с сухими ногами, с тонкой шеей, худой, подобранный, с маленькой головкой, некоторое подобие арабского коня. Выбрав этот тип, он уже не отступал от него почти никогда. По приглашению Императорского фарфорового завода Свебах приехал в Россию, где прожил четыре года, но и русские кони не могли заставить его отказаться от его условно

Свебах-Дефонтен Жан Франсуа Жозеф, его картины и рисунки – это целая серия жанровых сценок, где непременно участвуют кони. ИЖЗ.

Свебах-Дефонтен Жан Франсуа Жозеф

1768-1824

Ж.Свебах. «Скачки»
Ж.Свебах. «Скачки»

Картины и рисунки Свебаха – это целая серия жанровых сценок, где непременно участвуют кони; художник переносит зрителя то в манеж, то на водопой, то на аванпосты кавалерии, то на дорогу с обозами товаров; то к подъезду какого-нибудь постоялого дома, где стоят ломовые лошади, то в вереницу военных фургонов, то на охоту и т.д., и т.д. В его работах кони всегда фигурируют на первом месте, особенно «свебаховская» порода лошадей. Его кони, немного напоминают коней Карла Верне, это высокий конь с сухими ногами, с тонкой шеей, худой, подобранный, с маленькой головкой, некоторое подобие арабского коня. Выбрав этот тип, он уже не отступал от него почти никогда.

По приглашению Императорского фарфорового завода Свебах приехал в Россию, где прожил четыре года, но и русские кони не могли заставить его отказаться от его условного коня.

В России он сделал множество эскизов: здесь и русская упряжь, и сани, и олени, и летние и зимние экипажи с извозчиками, и дрожки, и гитары, и казаки, и башкиры в роли часовых. Все эти заметки пригодились художнику для его небольших картинок, которые он легко писал и легко продавал. Позднее русские воспоминания Свебаха, были изданы им в литографированных альбомах под названием «Воспоминания о России».

В восемнадцатом и в начале девятнадцатого века произведения Жан Франсуа Жозефа Свебах-Дефонтена присутствовали почти в каждом доме. В собрании Кн.Юсупова находилось не мало произведений Свебаха отца и его сына Эдуарда Свебаха.

Граф Д.А.Гурьев
Граф Д.А.Гурьев

Ж.Свебах в России:

Граф Д.А.Гурьев, управлявший Императорским Фарфоровым заводом в царствование Александра Первого, искал заграницей техников и художников, специалистов по фарфоровому делу. Так, например, в 1804 году был приглашен живописец Ф.Тибо, в 1808 году – живописец А.Адам.

В 1815 году Гурьев предпринимает усилия по поиску заграницей «художников, знатоков нового вкуса, которые могли бы сами изобретать и делать в лучшем вкусе прожекты и рисунки для фарфоровых вещей и прочих изделий». Он поручил подыскать в Париже четырех опытных мастеров – «артистов фарфорового дела». Друг Гурьева, полковник французской службы виконт де-Пюйбюск нашел в Париже четырех мастеров, изъявивших согласие ехать в Петербург. Это были : Пьер Шарль Ландель – «составщик массы и глазури», Фердинанд Давигнон – токарь, Денис Жозеф Могео – декоратор –позолотчик и Свебах - живописец. Из них Свебах, был самый опытный в фарфоровом производстве, он в течение двенадцати лет работал на Севрской фарфоровой мануфактуре. Де-Пюйбюск о всех отзывался «очень лестно и добавлял, что их удалось убедить ехать в Россию с великим трудом».

С мастерами был заключен контракт на четыре года : каждому мастеру выдавалось вознаграждение по 3000 франков на проезд из Парижа до Петербурге и столько же на обратный путь; в Петербурге казенные квартиры с отоплением и годовое жалование, Свебаху была назначена сумма 3000 рублей в год. При этом в контракте оговаривалось: что «здешнее фарфоровое заведение доведено уже во всех частях до нарочитого совершенства, а от них требуется еще большего усовершенствования; следовательно, каждый из них должен быть уже весьма сведущ в своем деле, а иначе будет ему отказано, не дожидаясь положенного термина, и не будет выдано назначенной суммы на обратный отсюда проезд».

В Петербурге парижских мастеров встретили весьма радушно, например, для них были куплены и прекрасно меблированы два дома, на что было затрачено около 22 тысячи рублей.

Свебах был назначен на должность «ремесленного инспектора» Императорского фарфорового завода. Он заведовал почти всей художественной частью завода, в его ведении находилась не только живописная палата, но даже профессор Пименов - старший, заведовавший «модельмейстерской» завода, был поставлен в зависимость от Свебаха. «Профессору Пименову… иметь по-прежнему начальство над модельмейстерской, действуя однако же во всем с ведома и согласия г.Свебаха. Сочиненные им рисунки должны быть рассмотрены в учрежденном для сего совете, в котором и ему самому иметь заседание».

Тарелка, выполнена Свебахом по эскизу А.О.Орловского.
Тарелка, выполнена Свебахом по эскизу А.О.Орловского.

Свебах и другие мастера из Франции принесли на Императорский фарфоровый завод новый стиль, господствовавший в те года на Севрском фарфоровом заводе, русские ученики стали копировать своих учителей французов.

-4

Свербах в своих работах в России должен был считаться с теми особенностями, которые отличали Императорский фарфоровый завод от Севрской мануфактуры, и пользоваться русскими источниками: Свебах работал по эскизам живописца А.О.Орловского ( некоторые тарелки с сюжетами, компонованы по рисункам Орловского).

-5

Свебах и сам писал на фарфоре. Сохранилось не мало его подписных работ на вазах, тарелках и пр. Он писал типичные сцены их русского быта. Техника Свебаха своеобразна: у него нет скрупулезной тщательности в отделке и тонкости штрихов, он кладет краски широкими мазками. Его живопись производит впечатление гармонией тонов.

-6

Хотя на некоторых предметах, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе, отразилась манера Свебаха, но его своеобразная техника не привилась, и не от него пошла та школа живописцев Императорского фарфорового завода, которая в следующем царствовании щеголяла своею замечательной по исполнению деталей техникой.

С 1816 года вазы завода украшали живописью Ж.Ф.Ж.Свебаха
С 1816 года вазы завода украшали живописью Ж.Ф.Ж.Свебаха

Способ широкого мазка, применяемый Свебахом не прививался на Императорском фарфоровом заводе: художники завода продолжали совершенствовать кропотливый способ пунктирной живописи, и только в середине девятнадцатого века, пунктир был вытеснен мазком. Кроме занятий на Императорском фарфоровом заводе, Свебах исполнял и частные живописные работы: им написаны портреты почти всех замечательных лошадей заводов Масловых и гр.Орлова. Свебах оставил и другие следы своего пребывания в России, ему принадлежит очень характерная картина «Конная ярмарка в Москве» и две картины, изображавшие путешествия по России зимой и летом. Службу на заводе Свебах оставил в 1820 году.

Некоторые картины Ж.Ф.Ж.Свебах-Дефонтена:

Ж.Ф.Ж.Свебах-Дефонтен «Странствующие комедианты», 1806 год
Ж.Ф.Ж.Свебах-Дефонтен «Странствующие комедианты», 1806 год

«Странствующие комедианты»:

Сюжет – лето в разгаре, самая лучшая пора для странствующих жрецов Мельпомены, тут и выгода и удовольствие. Летним днем шумный табор двигается по слегка холмистой, с рощицами местности. Кони с всадниками переезжают брод через неглубокую речку. Целый ряд удачно схваченных движений привлекают в картине, например группа всадников в воде: один остановился и поит лошадь, другой готов вступить в поток и т.д., и т.д.

Ж.Ф.Ж.Свебах-Дефонтен «Привал турок», 1818 год.
Ж.Ф.Ж.Свебах-Дефонтен «Привал турок», 1818 год.

«Привал турок»(1818 год):

Сюжет - «В дорогу собрался важный паша или шейк с целой свитой всадников с пиками и со сворой собак. Паше пришла пора отдохнуть и выкурить кальян. Небольшой ковер разослан, паша сидит по-турецки, за ним разложена провизия, перед ним его собачья свора. Конюх держит в коновязи трех стройных коней. Паша разговаривает с молодым турком. С пригорка, на котором раскинулся привал, открывается красивый вид».

Ж.Ф.Свебах « Привал казаков и кирасиров»
Ж.Ф.Свебах « Привал казаков и кирасиров»

«Привал казаков и кирасиров»:

У въезда в деревню с бревенчатыми избами, (на первой из них расписался Свебах) спешились трое кавалеристов, два казака и кирасир, один казак держит в коновязи трех коней, кирасир присел на землю, а казачий офицер расспрашивает девушку. На изображение девушка в сарафане и кокошнике, разговаривающая с казачьим офицером, подтверждается, что дело происходит в России.

Ж.Ф.Свебах. «Амазонка на охоте» (1819 год)
Ж.Ф.Свебах. «Амазонка на охоте» (1819 год)

«Амазонка на охоте» (1819 год):

Диана, в шляпке и амазонке времен Империи подъехала к месту охотничьего отдыха, не слезая со своего великолепного коня, выслушивает почтительный доклад егеря. Грум в комических ботфортах и треуголке держит пару коней.

Ж.Ф.Ж.Свебах-Дефонтен «Сбор на охоту»
Ж.Ф.Ж.Свебах-Дефонтен «Сбор на охоту»

Свебах-Дефонтен Эдуард:

Сын Жана Франсуа Жозефа Свебаха-Дефонтена – Эдуард Свебах-Дефонтен (1800-1870), в своей карьере шел по следам своего отца, его манера очень близка к манере отца.

Эдуард Свебах-Дефонтен «Курьерские тройки»
Эдуард Свебах-Дефонтен «Курьерские тройки»