Открытие седьмой выставки "передвижников" задерживалось
из-за Архипа Куинджи. Он всё никак не мог закончить свои пейзажи,
что крайне раздражало московских устроителей вернисажа.
- Чтооо? - недовольно ворчал Илья Репин. - Куинджи не готов? Семеро одного не ждут!
С ним согласились остальные "передвижники". И 23 февраля 1879 года Петербургская Академия наук распахнула свои двери для ценителей таланта русских самобытных художников, знатоков и критиков живописи, столичной прессы и просто зевак.
Открыли выставку без Куинджи. Только спустя два дня работы Архипа Ивановича заняли свои места в зале Академии наук.
Появление полотен Куинджи явилось настоящей сенсацией. Особенно впечатлил коллег живописца пейзаж "Берёзовая роща".
Из воспоминаний Ивана Крамского о картинах Куинджи:
"Публика приветствует их восторженно, художники же (то есть пейзажисты) в первый момент оторопели, они не приготовились, долго были с раскрытыми челюстями..."
"Берёзовая роща" настолько выделялась на фоне остальных работ "передвижников", что по городу тут же злорадно зашептались - якобы Куинджи написал свою "Рощу" на стекле, а сзади полотно освещается лампой. И вообще пейзаж этот - не что иное, как совместное творение Куинджи и Яблочкова, изобретателя электродуговой лампы накаливания.
Немудрено, что многие пытались заглянуть за задник картины. Но всякий раз убеждались - нет там никакой лампы!
Через два месяца выставка переехала в Москву. Ажиотаж вокруг полотен Куинджи не прекращался, пока газета "Молва" от 25 апреля 1879 года
не напечатала статью "Беглые заметки" за подписью "Любитель".
Этот "любитель" отмечал, что в "Берёзовой роще" Куинджи деревья
не растут, а "растыканы" (слово-то какое подобрал - растыканы!).
Что они "точно вырезаны из картона, накрашены каким-то грязно-зелёным колером и поставлены как декорация".
Анонимная статья явилась сильнейшим ударом для Куинджи.
Самое досадное было, что никто не догадывался, кто же являлся этим самым "любителем", написавшим разгромную статью относительно полотен Архипа Ивановича, с восторгом принятых и критикой, и зрителями.
Только в конце 1879 года имя анонима определилось - Михаил Клодт, племянник знаменитого скульптора Петра Клодта.
Разразился скандал.
Куинджи покинул сообщество "передвижников".
Клодт вынужден был покинуть сообщество "передвижников".
* * *
Последующие месяцы прошли для Куинджи в напряжённой работе,
и к сентябрю у него был готов пейзаж "Лунная ночь на Днепре".
Опасаясь очередного пасквиля, Архип Иванович каждое воскресенье приглашал в мастерскую друзей и знакомых, чтобы узнать их мнение
о своей новой работе.
Поэт Яков Полонский писал после посещения мастерской Куинджи:
"В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц,
эти облака, эту тёмную даль, эти "дрожащие огни печальных деревень" и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую,
тихую, величавую ночь..."
Восторженные отзывы о "Лунной ночи" дошли до ценителя и знатока живописи Великого князя Константина Константиновича. И в один прекрасный день он в форме морского офицера переступил порог мастерской Куинджи. Художник не узнал Великого князя.
"Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещённая луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует",
- записал в тот день в своём дневнике Константин Константинович.
А позже признавался:
- Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина...
В октябре 1880 года в Петербургском Обществе поощрения художников на Большой Морской состоялась первая в истории российского искусства выставка одной картины - дивного произведения Архипа Куинджи "Лунная ночь на Днепре". Очередной шедевр талантливого пейзажиста восторженно приняли все - от художников и критиков до обывателей.
Очередь, чтобы взглянуть на полотно Куинджи, занималась за несколько часов до начала работы выставки. Все желали увидеть чудо-чУдное, созданное "художником света", как окрестили Куинджи.
И снова все посетители выставки нет-нет да заглядывали за задник картины, пытаясь выяснить, откуда всё-таки идёт этот загадочный лунный свет.
Как оказалось, художник пошёл на некие хитрости при написании
"Лунной ночи". Несмотря на простоту композиции, Куинджи сделал упор на краски.
Для многочисленных оттенков чёрного и для фосфоресцирующего зелёного Мастер использовал краски на основе битума (да-да! тот самый битум, который используется для дорожного покрытия!).
Но!
Куинджи добавил в красочный состав алюминиевую и бронзовую пудру. Именно пудра привнесла этот едва различимый блеск, который придаёт пейзажу почти мистический эффект.
По Петербургу тут же поползли слухи.
Завистники уверяли, что Куинджи рисует красками, привезёнными из Японии, а ими "любой дурак такой пейзаж намалюет". А суеверные люди крестились, глядя на "Лунную ночь", и уверяли, что автор продал душу дьяволу. Словом, равнодушных к полотну Архипа Куинджи в северной столице не было.
Вот так зависть одного художника сподвигла второго на написание шедевра, стиль которого больше никто из живописцев не смог повторить.
* * *
Три коротенькие ремарки, которые будут вам интересны:
1. Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека, рано лишился родителей, а встреча с Иваном Айвазовским стала для мальчика судьбоносной;
2. фамилия Куинджи переводится как "золотых дел мастер", и Архип Иванович вполне оправдал это;
3. химик Дмитрий Менделеев и физик Фёдор Петрушевский проводили специальные опыты, определяя, насколько точно люди могут распознавать цвета. По словам Ильи Репина, Куинджи "побивал
рекорд чувствительности до идеальных точностей".
Был ещё один живописец - ярый поклонник чёрного👇
Вы думаете, что если я - девочка, то не понимаю толк в асфальте? Ошибаетесь👇
И как же без сравнительной статьи - Петербург и Москва👇
#история россии #шедевры живописи #передвижники #москва #санкт-петербург
Всегда рада читателям, лайкам
и подписке на мой канал - это вдохновляет!