Найти тему
Белая Орхидея

Как зависть одного художника сподвигла второго на написание шедевра

Открытие седьмой выставки "передвижников" задерживалось
из-за Архипа Куинджи. Он всё никак не мог закончить свои пейзажи,
что крайне раздражало московских устроителей вернисажа.

- Чтооо? - недовольно ворчал Илья Репин. - Куинджи не готов? Семеро одного не ждут!

С ним согласились остальные "передвижники". И 23 февраля 1879 года Петербургская Академия наук распахнула свои двери для ценителей таланта русских самобытных художников, знатоков и критиков живописи, столичной прессы и просто зевак.

Открыли выставку без Куинджи. Только спустя два дня работы Архипа Ивановича заняли свои места в зале Академии наук.

Появление полотен Куинджи явилось настоящей сенсацией. Особенно впечатлил коллег живописца пейзаж "Берёзовая роща".

Архип Куинджи, "Берёзовая роща", 1879 г.
Архип Куинджи, "Берёзовая роща", 1879 г.

Из воспоминаний Ивана Крамского о картинах Куинджи:

"Публика приветствует их восторженно, художники же (то есть пейзажисты) в первый момент оторопели, они не приготовились, долго были с раскрытыми челюстями..."

"Берёзовая роща" настолько выделялась на фоне остальных работ "передвижников", что по городу тут же злорадно зашептались - якобы Куинджи написал свою "Рощу" на стекле, а сзади полотно освещается лампой. И вообще пейзаж этот - не что иное, как совместное творение Куинджи и Яблочкова, изобретателя электродуговой лампы накаливания.

Немудрено, что многие пытались заглянуть за задник картины. Но всякий раз убеждались - нет там никакой лампы!

Через два месяца выставка переехала в Москву. Ажиотаж вокруг полотен Куинджи не прекращался, пока газета "Молва" от 25 апреля 1879 года
не напечатала статью
"Беглые заметки" за подписью "Любитель".

Этот "любитель" отмечал, что в "Берёзовой роще" Куинджи деревья
не растут, а "растыканы" (слово-то какое подобрал - растыканы!).
Что они "точно вырезаны из картона, накрашены каким-то грязно-зелёным колером и поставлены как декорация".

Анонимная статья явилась сильнейшим ударом для Куинджи.

Самое досадное было, что никто не догадывался, кто же являлся этим самым "любителем", написавшим разгромную статью относительно полотен Архипа Ивановича, с восторгом принятых и критикой, и зрителями.

Только в конце 1879 года имя анонима определилось - Михаил Клодт, племянник знаменитого скульптора Петра Клодта.

Разразился скандал.

Куинджи покинул сообщество "передвижников".

Клодт вынужден был покинуть сообщество "передвижников".

* * *

Последующие месяцы прошли для Куинджи в напряжённой работе,
и к сентябрю у него был готов пейзаж
"Лунная ночь на Днепре".

Опасаясь очередного пасквиля, Архип Иванович каждое воскресенье приглашал в мастерскую друзей и знакомых, чтобы узнать их мнение
о своей новой работе.

Поэт Яков Полонский писал после посещения мастерской Куинджи:

"В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц,
эти облака, эту тёмную даль, эти "дрожащие огни печальных деревень" и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую,
тихую, величавую ночь..."

Восторженные отзывы о "Лунной ночи" дошли до ценителя и знатока живописи Великого князя Константина Константиновича. И в один прекрасный день он в форме морского офицера переступил порог мастерской Куинджи. Художник не узнал Великого князя.

"Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещённая луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует",

- записал в тот день в своём дневнике Константин Константинович.

А позже признавался:

- Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина...

Архип Куинджи, "Лунная ночь над Днепром", 1880 г. Даже сейчас, глядя на экран монитора, чувствуешь лёгкое дуновение ветерка, слышишь пение цикад, созерцаешь облака на ночном небе, застывшие в немом восхищении перед величием полной Луны, и ощущаешь бескрайние просторы... Какое-то мистическое полотно!
Архип Куинджи, "Лунная ночь над Днепром", 1880 г. Даже сейчас, глядя на экран монитора, чувствуешь лёгкое дуновение ветерка, слышишь пение цикад, созерцаешь облака на ночном небе, застывшие в немом восхищении перед величием полной Луны, и ощущаешь бескрайние просторы... Какое-то мистическое полотно!

В октябре 1880 года в Петербургском Обществе поощрения художников на Большой Морской состоялась первая в истории российского искусства выставка одной картины - дивного произведения Архипа Куинджи "Лунная ночь на Днепре". Очередной шедевр талантливого пейзажиста восторженно приняли все - от художников и критиков до обывателей.

Очередь, чтобы взглянуть на полотно Куинджи, занималась за несколько часов до начала работы выставки. Все желали увидеть чудо-чУдное, созданное "художником света", как окрестили Куинджи.

И снова все посетители выставки нет-нет да заглядывали за задник картины, пытаясь выяснить, откуда всё-таки идёт этот загадочный лунный свет.

Как оказалось, художник пошёл на некие хитрости при написании
"Лунной ночи". Несмотря на простоту композиции,
Куинджи сделал упор на краски.

Для многочисленных оттенков чёрного и для фосфоресцирующего зелёного Мастер использовал краски на основе битума (да-да! тот самый битум, который используется для дорожного покрытия!).

Но!

Куинджи добавил в красочный состав алюминиевую и бронзовую пудру. Именно пудра привнесла этот едва различимый блеск, который придаёт пейзажу почти мистический эффект.

По Петербургу тут же поползли слухи.

Завистники уверяли, что Куинджи рисует красками, привезёнными из Японии, а ими "любой дурак такой пейзаж намалюет". А суеверные люди крестились, глядя на "Лунную ночь", и уверяли, что автор продал душу дьяволу. Словом, равнодушных к полотну Архипа Куинджи в северной столице не было.

Вот так зависть одного художника сподвигла второго на написание шедевра, стиль которого больше никто из живописцев не смог повторить.

* * *

Три коротенькие ремарки, которые будут вам интересны:

1. Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека, рано лишился родителей, а встреча с Иваном Айвазовским стала для мальчика судьбоносной;
2. фамилия Куинджи переводится как
"золотых дел мастер", и Архип Иванович вполне оправдал это;
3. химик Дмитрий Менделеев и физик Фёдор Петрушевский проводили специальные опыты, определяя, насколько точно люди могут распознавать цвета. По словам Ильи Репина,
Куинджи "побивал
рекорд чувствительности до идеальных точностей".

Был ещё один живописец - ярый поклонник чёрного👇

Вы думаете, что если я - девочка, то не понимаю толк в асфальте? Ошибаетесь👇

И как же без сравнительной статьи - Петербург и Москва👇

Две столицы - и всегда два мнения
Белая Орхидея12 февраля 2021

#история россии #шедевры живописи #передвижники #москва #санкт-петербург

Всегда рада читателям, лайкам
и подписке на мой канал - это вдохновляет!