Всем доброго времени года.
Смотря на зимний сезон аниме 2022 года, понимая, что прошло 13 лет с того момента, когда я начал сознательно его смотреть, вдруг осознал, что в нем смотреть особо нечего. Одни фэнтези, исикаи, корейское аниме… Уже нет того аниме, с которого все для меня начиналось. Задумался…
Был пост, где я написал свое мнение по поводу окончания десятилетия аниме, с 2010 по 2020 годы. Вот собственно пост - https://vk.com/wall33967624_4821 . Если коротко, то в нем я подчеркнул неизменное присутствие архетипов персонажей, которые считаю основой аниме, и предположил, что ключевым нюансом этого десятилетия являются изменения внутри архетипов. Заметил, что жанры «этти» и «эротика» сошли на нет, и выразил догадки по этому поводу, а также описал их перерождение и изменение. Закончил рассуждением над тем, что аниме начало терять свою самобытность и показал это на примере «FLCL».
И вот, после просмотра второй серии аниме «Школьная форма Акэби», я решил собрать немного статистики. Побудило меня к этому то, что «есть же аниме, которое так же интересно и задорно смотреть, но чего-то не хватает…».
Для начала я вновь вернулся на сайт world-art.ru что бы отсеять аниме за 2010 и 2020 года, и выписал все их названия и жанры. Получилось, как это не странно, по 289 аниме в каждом году. После этого, поскольку каждое их них было снято в разном количестве жанров (от одного, например «комедия», до четырех, например «приключения, комедия, романтика, фэнтези»), я построил пять диаграмм. Первая, это разбивка только по первому жанру, вторая – по второму, третья – по третьему, четвертая – по четвертому, и пятая – по всем жанрам суммарно (имеется в виде, что… К примеру, есть два аниме, одно из которых в жанре «комедия», а второе в жанрах «комедия» и «романтика». На диаграмме же это будет выглядеть как три учтенные единицы. Две из которых в жанре «комедия», и одна в жанре «романтика». Таким образом 66% аниме - «комедия», а 33% «романтика». Думаю, на большой выборке из 289 штук так будет понятно, как в целом двигается пропорциональность жанров).
Рассмотрим первую диаграмму, показывающую процентное соотношение аниме по первому жанру за 2010 год.
И тут же стоит отметить, что комментировать все жанры нет смысла, поскольку некоторые из них представлены в виде 1-3% от общего числа аниме. Поэтому рассматривать мы будем только основные «куски этого пирога». Жанр «приключения» занимает 49%, «комедия» - 30%, «музыкальный» - 6%, «романтика» - 4%, «драма» -3% и «повседневность» - 1%.
В диаграмме, показывающей соотношение аниме по первому жанру за 2020 год, жанр «приключения» занимает 51%, «комедия» - 23%, «повседневность» - 11%, «романтика» - 5%, «детектив» - 3% и «спорт» - 2%. Из сравнения видно, что «приключения» - основа аниме. И это не удивительно. Кристофер Букер выпустил книгу «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» в которой описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире:
- «из грязи в князи»;
- «приключение»;
- «туда и обратно»;
- «комедия»;
- «трагедия»;
- «воскресение»;
- «победа над чудовищем».
Более подробно читайте тут https://shichengaru.livejournal.com/818556.html . Как видите, «приключения» - тот самый основной сюжет, как и «комедия». Это и повлияло на жанры. Есть мнение, что менталитет японцев больше склонен к повествованию о приключениях, чем обыгрыванию смешных ситуаций.
Жанр «музыкальный» за 10 лет потерял свою позицию основного, первого жанра, ужавшись до 1%, а «повседневность» рванула с 1 до 11%. Но первый жанр лишь описывает основную направленность аниме. Гораздо интереснее смотреть на 2, 3, и 4 жанры – «подчёркивающие отличие одного аниме от другого». Ведь могут быть два аниме жанра «комедия», но одно из них имеет вторым жанром «романтику», и зрителю тут же становится понятно, про что комедия.
Перейдем ко второму жанру аниме 2010 года.
Это «комедия» - 25%, «романтика» - 13%, «фантастика» - 12%, «фэнтези» - 11%, «повседневность» - 11%, «мистика» - 8%, «этти» - 5% и «драма» - 4%.
В 2020 году вторым жанром были «фэнтези» - 29%, «повседневность» - 19%, «комедия» - 14%, «романтика» - 11%, «музыкальный» - 9%, «фантастика» - 6%, «спорт» - 3%, «драма» - 3% и «этти» - 3%. И вот это сравнение, лично меня, наводит вот на какие мысли. «Комедию» сменило «фэнтези» из-за того, что зрители меняются. Те, кто пришел в аниме в 2005-2010 были более приземлёнными людьми, которым было достаточно обыграть отношения персонажей без превращения из в эльфов и волшебниц. Но зрителю, пришедшему в аниме в 2015-2020 этого недостаточно. «Романтика» была вытеснена «повседневностью», и мне это представляется, с одной стороны, утверждением «романтика - повседневность», то есть глубокие романтические переживания для человека более не являются чем-то особенным, редким, ценным, и низведены до «еще одного способа общения». Это можно проиллюстрировать хотя бы тем, что обнимающееся в пакте на скамейке молодая пара вовсе необязательно состоит в романтических отношениях. С другой стороны, мне кажется, что «сама повседневность стала романтикой», ведь мы все больше отвлекаемся на игры и интернет, все больше работаем, все меньше общаемся в живую, и все это привело к тому, что появилась прослойка людей, которые находят «повседневность» в отношениях персонажей «романтичной», ибо такая повседневная жизнь, как на экране, становится редкостью. Возможно, как раз те, кто пришел в аниме в 2005-2010 начали смотреть на «повседневность» в аниме как на «романтику», просто в силу возраста. Что же касается похудевшей в 2 раза «фантастике», то, видимо, она стала слишком сложна для молодого зрителя, не приживается.
Продолжим третьим жанром, который, на мой личный взгляд, создает обстановку и мир, в котором персонажи живут.
В 2010 году это «меха» - 23%, «этти» - 15%, «повседневность» - 14%, «романтика» - 12%, «мистика» - 11%, «драма» - 9% и «фэнтези» - 5%.
В 2020 году это «фэнтези» - 24%, «драма» - 17%, «повседневность» - 14%, «романтика» «музыкальный» «мистика» по 10%, «меха» и «этти» по 7%. Из сравнения видно, что «меха» была вытеснена «фэнтези», и произошло это потому, что общемировая тенденция показала – «будущее уже не то, что было раньше». Большие роботы, спасающие человечество, стоящие на страже порядка, бороздящие космос - не появились, а значит все это фигня. Так зачем пытаться придумывать псевдонаучную фигню, когда можно взять драконов? Ну, или авторы, работавшие в жанре «меха» - кончились, а новые не дотягивают до того, чтобы логично и непротиворечиво описать сложный мир будущего. «Этти» сменилось «драмой». И… Стало ли это потому, что у нас все больше идет сексуальное раскрепощение и размывание традиционных ценностей? То, что раньше считалось чем-то нереальным, но желанным – наступило? И да и нет. Как я уже писал ранее, «этти» растворился в жанрах, став фансервисом, и уже более не представляет особой ценности, как самостоятельный жанр. А более раскрепощенное поведение девушек молодого поколения, по прошествии 10 лет, сделало повседневными некоторые моменты из «этти». Что же касается «драмы», то молодому зрителю, живущему в более «неровном и дерганном» мире, видимо, привычнее наблюдать драматичный мир в аниме, а труселястая сказка его не трогает. А что касается появления «музыкального» жанра, то это, видимо, благодаря индустрии соц. сетей и интернету. Атмосфера айдолов стала ближе к народу.
Ну и четвертый жанр, который, как мне кажется, отражает некоторые вкрапления, ключевые сцены в сюжете аниме. Это тот жанр, с помощью которого автор либо решает развязку сюжета, или с помощью чего состыкует ключевые моменты сюжета. Не основной жанр. И в 2010 году им были «этти» - 40%, «драма» - 40%, «фантастика» - 13% и «фэнтези» - 7%.
В 2020 году это «фэнтези» - 67% и «этти» - 33%.
И такой расклад наводит меня на следующие мысли. Во-первых, жанров старо меньше, а это значит, что авторы начинают мыслить шаблонно, а разнообразие пропадает. Во-вторых, пугает, что остались «фэнтези» - как «универсальный клей, способный склеить все что угодно и прост в производстве», и «этти» - читай фансервис.
А теперь сравним по всем жанрам, или взглянем на все «с высоты птичьего полета».
В 2010 году жанр «приключения» занимал 26%, «комедия» - 24%, «романтика» - 8%, «повседневность» - 6%, «фантастика» «фэнтези» «этти» «драма» - 5%, «музыкальный» «мистика» - 4% и «меха» -3%.
В 2020 году «приключения» 23%, «комедия» - 19%, «повседневность» - 16%, «фэнтези» -12%, «романтика» - 7%, «музыкальный» - 4% и «спорт» «фантастика» «детектив» «драма» - 2%. Мы видим, что «приключения» и «комедия» сильны, и выше я уже попробовал объяснить это. А дальше начинается интересное. Врывается «повседневность». Почти трехкратный рост. Врывается «фэнтези» с более чем двухкратным ростом. После чего, с незначительным изменением в рамках погрешности, следует процент «романтики», и «музыкальный». А заканчивается это тем, что «мистика» и «меха» были сменены «спортом», «детективом» и «драмой». И с этого момента можно только догадываться, почему так.
Сейчас, как в целом и до этого, я буду высказывать суровое мнение, суждение, основанное на недостаточной информации, так что несовпадение его с вашим – норма.
Если смотреть в целом, за эти 10 лет на лицо идет деградация разнообразия жанров. Если провести границу в 3%, ниже которой жанр считается мягко говоря непопулярным, или используется как побочный или связующий, то с 11 жанров в 2010 году: «приключения», «комедия», «романтика», «повседневность», «фантастика», «фэнтези», «этти», «драма», «музыкальный» «мистика» и «меха»; мы пришли к 6 жанрам в 2020 году: «приключения», «комедия», «повседневность», «фэнтези», «романтика» и «музыкальный». Исчезли, или сильно сократили свою популярность «фантастика» «этти» «драма» «мистика» и «меха». И если по поводу «этти» мы более-менее разобрались ранее, то что с остальными?
«Фантастика» отличается от «фэнтези» тем, что в первом (жанре) требуется увязка логичности и непротиворечивости выдуманной вселенной самой себе. Делается это с помощью науки. «Фэнтези» же не обременён этим, и не требует высокой образованности автора, способного удержать в голове многие взаимосвязи не только персонажей в своем произведении, но и взаимосвязи предметов и явлений. А в «фэнтези» можно всегда любую несвязность или нелогичность закрыть магией. Примерно тоже самое и с «мистикой», основанной на паранормальном, сверхъестественном или необъяснимом. Этот жанр требователен к знанию истории, суеверий, религии, мифов и т. д., и, как следствие, требователен к автору. Про «меху» я уже рассуждал выше, и лишь добавлю, что он очень схож с «фантастикой» и ее требованиями к автору. Что касается «драмы» то я не могу что-то сказать по этому поводу, увы.
Промежуточным выводом хотел бы сказать, что в дальнейшем нас может ждать еще большее обеднение разнообразия жанров. Одни из них, как например «этти», растворятся в других, и станут лишь элементами развязок и сценами. Другие будут стрелять раз в пятилетку 1-2 тайтлами, и будут редкостью, проявлением даровитости автора.
Напоследок хотел бы рассмотреть общий анализ жанров топа-30 аниме (по количеству просмотров на сайтах animevos.org и anilibria.tv) за 2010 и 2020 год. Список за 2010 год:
- Староста-горничная;
- Школа мертвецов;
- Ангельские ритмы!;
- Адепт святого знака [ТВ-1];
- Легенда о легендарных героях;
- Князь тьмы с задней парты;
- Дюрарара!!;
- Внук Нурарихёна [ТВ-1];
- Защитница Химари;
- Одиночество на двоих;
- Усопшие;
- Нашествие бродячих кошек!;
- Дурни, тесты, аватары [ТВ-1];
- Демон-дворецкий [ТВ-2];
- Индекс волшебства [ТВ-2];
- Второй размер, интим предлагать!;
- Бакуман. [ТВ-1];
- Истории мечей;
- Предательство знает мое имя;
- Ну не может моя сестрёнка быть такой милой;
- Члены Школьного совета [ТВ-1];
- Кровь окаянного пса;
- Танец на Вампирском берегу;
- Сказание о демонах сакуры [ТВ-2];
- Поцелуй сестер;
- Леди против дворецких!;
- Давайте играть! [ТВ];
- Мэйджор [ТВ-6];
- Радуга: Семеро из шестой камеры;
- Сад тысячи цветов: Девушки-самураи.
За 2020 год:
- Магическая битва;
- Непризнанный школой владыка демонов [ТВ-1];
- Грабитель;
- Башня Бога;
- Игра Дарвина;
- Не люблю боль, поэтому собираюсь вложить всё в защиту [ТВ-1];
- Мастера меча онлайн: Алисизация - Война в Подмирье [ТВ-2];
- В подземелье я пойду, там красавицу найду! [ТВ-3];
- Глейпнир;
- Пламенная бригада пожарных [ТВ-2];
- Бесконечный дендрограм;
- Кагуя: В любви как на войне [ТВ-2];
- Ложные выводы [ТВ-1];
- Девушка на час [ТВ-1];
- Восьмой сын? Да вы шутите!;
- Межвидовые рецензенты;
- Непутевый ученик в школе магии [ТВ-2];
- Бог старшей школы;
- Моя реинкарнация в отомэ-игре [ТВ-1];
- Я стою на миллионе трупов [ТВ-1];
- ID: Вторжение;
- Как и ожидал, моя школьная романтическая жизнь не удалась [ТВ-3];
- Красавица: Унеси меня на Луну [ТВ-1];
- Доктор для девушек-монстров;
- Последнее поле брани между тобой и мной [ТВ-1];
- Совершенно новый зверь;
- Наука влюблена, и мы докажем это [ТВ-1];
- Декаданс;
- Путешествие Элейны;
- Истребитель демонов: Поезд «Бесконечный».
Сравним же их.
В 2010 году распределение было следующим: «комедия» - 21%, «приключения» - 18%, «этти» - 15%, «романтика» «мистика» - 13%, «повседневность» - 9%, «фэнтези» - 4%, «фантастика» - 3% и «спорт» «триллер» «эротика» «ужасы» - 1%.
В 2020 году: «приключения» - 31%, «фэнтези» - 28%, «комедия» - 19%, «романтика» - 14%, «фантастика» - 3%, «повседневность» «этти» - 2%, «мистика»- 1%. Получается 12 жанров против 8, что свидетельствует в пользу промежуточного вывода. Но сравнение, лично меня, приводит вот еще к какие соображениям. «Романтика» и «комедия» не потеряли своих позиций, и это в целом свидетельствует о неизменности потребности в подобных жанрах аниме, независимо от того, в каком количестве их снимают в том или ином году. Но «фэнтези» и «приключения» выросли с 4% до 28%, и с 18% до 31% соответственно. О чем это говорит? Есть мнение, что это произошло по двум причинам.
Первая – снижение среднего возраста среднестатистического анимешника. Аниме становится все доступнее, красивее, озвучка все качественнее, а с субтитрами смотреть аниме уже не то, и дети погружаются в это охотнее. А детям нужны сказки, то есть «фэнтези» и «приключения» Им не нужны «ужасы».
Вторая – снижение среднего уровня автора аниме, и все большая коммерциализация аниме. Оно вышло на мировой рынок. Оно полюбилось многим. И если раньше, в 2010 году, аниме снималось для своего, японского, зрителя, и романтика между родственниками (в том числе и сводными) была понраву многим их них, то теперь студии и авторы нацелились на большие массы зрителей зарубежных, а чем больше культур, тем больше жанры тяготеют к общепринятым и понятным многим представителям этих культур. А всему миру понятны сказки, романтика и комедия. В итоге мы приходим к тому, что, как и во всем, выход на глобальный рынок резко сокращает разнообразие из-за погони за прибылью. Очень трудно придумать «мистику», которая полюбится одинаково везде, ведь легенды и религии разные. «Повседневность» тоже у всех разная, ибо разное благосостояние зрителей в разных странах. Не во всех странах одинаково нормально относятся к обнаженному телу несовершеннолетних людей (намек на «этти» и «эротику»).
Как-то так. Все что хотел сказать, сказал.
#статиститка
#творчество
#мнение
#аниме
#anime
#комедия
#приключения
#романтика
#мистика
#повседневность