Когда говорят о свадебной моде, часто начинают сразу со знаменитого платья королевы Виктории, надетого на бракосочетание с принцем Альбертом в 1840 году. Иногда утверждают, что именно она ввела моду на ставший классическим наряд из пышного белого платья и фаты, украшенных флердоранжем. Однако белое платье и фату она лишь сделала популярнее.
Долгое время общепринятой свадебной моды действительно не было, особенно среди крестьянок и небогатых горожанок. Часто надевали все самое лучшее, что было в уже имеющемся гардеробе. Иногда будущий наряд готовился задолго до появления потенциального жениха. Если девушка до свадьбы не доживала (а такое, увы, случалось), его могли передать кому-то из сестер. Рубашка была обычно белая праздничная, остальные детали, например, сарафан, могли быть и других цветов, в том числе черного. Разнообразными были праздничные головные уборы, которые часто передавались из поколения в поколение. Пример крестьянских свадебных нарядов можно увидеть, например, на картине Василия Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875). Передвижник Максимов сам родился и вырос в деревне, поэтому писал со знанием дела.
На картине Григория Мясоедова "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) невеста и вовсе надела юбку черного цвета, правда, разбавленного цветными узорами.
На то, что речь не просто о праздничном, а именно о свадебном наряде, указывали вышитые узоры, например, на рубашке или поясе. Подобный пояс красного цвета мы видим на картине Мясоедова. Мода на привычные нам белые платья начала просачиваться в деревню уже в 20 веке. Если небогатые горожанки шили свадебные платья, фасоны и цвета обычно выбирались такие, чтобы позже эти вещи можно было надеть, например, на праздник. Белые кружевные платья в этом отношении были непрактичны. Наряды молодоженов, а также их друзей в конце 19 - начале 20 века часто украшались ленточками и бантиками. У мужчин они крепились на пиджаки или картузы.
Допетровские наряды состоятельных людей были, конечно, богаче, чем у простых обывателей. Пример можно увидеть на картине Константина Маковского "Боярский свадебный пир". Художник коллекционировал старинные головные уборы и одежду, увлекался историческими реконструкциями.
В Российской империи дворянская свадебная мода ориентировалась на европейскую. В Европе 18 века свадебные платья чаще всего были розовыми, кремовыми, серебряными, но могли быть и любых других цветов, потому что в ход шли и праздничные платья из уже имеющегося гардероба.
На картинах Хогарта и Пиетро платья, скорее, голубоватые.
Моду на белые свадебные платья привнесла сестра Наполеона, известная модница принцесса Мюрат. Подобное платье начала 19 века можно увидеть на картине австрийца Карла Херпфера.
При этом мода на свадебные платья была консервативной и часто отставала от обычной. В середине 19 века в моду вошли цветы апельсина (флердорнж). Но апельсин цвел раз в год, поэтому в остальное время использовались искусственные цветы из ткани или воска. Часто такие украшения потом оставляли на память и хранили под стеклянным колпаком.
Изысканное свадебное платье середины 19 века можно увидеть на знаменитой картине Василия Пукирева "Неравный брак" (1862). В дальнейшем крой платья менялся в зависимости от текущей моды, но белый цвет сохранялся. Дорогое свадебное платье 1870-х можно увидеть на картине Иллариона Прянишникова "В ожидании шафера".
И еще несколько картин русских художников
И европейских
#история #мода #свадьба