Ежегодно на льду Байкала, который отличается невероятной метровой толщиной, происходят несчастные случаи. Да, метровый лёд может выдержать трактор или вертолёт, но поверхность Байкала неоднородна. Хотя она кажется надёжной, на ней много опасных мест, которые не всегда очевидны.
Ледяные дороги
Ежегодно на Байкале прокладывают зимники. Для того, чтобы по льду проехала легковая машина, его толщина должна быть не менее 30 см. Это при среднесуточной температуре не менее 10 градусов мороза. Если же несколько дней стоит оттепель, то структура льда меняется, и его грузоподъемность снижается.
Несмотря на то, что выезд на лёд вне официальных ледовых переправ запрещён, существуют «народные» зимники. Но не стоит слишком доверчиво ехать по чьим-то следам, потому что никогда не знаешь, кто их оставил. Даже на наезженной дороге могут быть сюрпризы, потому что Байкал — живой организм. О том, что может происходить со льдом в течение дня и ночи, читайте далее в статье.
Пропарины
В местах, где в Байкале выходят подводные термальные ключи и газ метан, появляются опасные пропарины. Из-за выделяемого тепла лёд в этих местах тонкий, не выдерживает даже человека. Пропарины, которые создаются подводными ключами и течениями, заметить сложно. Из-за них, например, в проливе Ольхонские ворота, где летом ходит паром, зимой не делают переправу. Хотя с виду всё гладко и прочно. Там же, на Ольхоне, опасен лёд вокруг мыса Кобылья Голова и острова Хубын.
Регулярно случаются происшествия на мысу Большой Кадильный. Именно от этого мыса в апреле начинается взлом льда Байкала — там находятся тёплые подводные источники. Когда мы водили походы, обходили весь мыс по суше. Но многие самостоятельные туристы и неопытные гиды не знают этой особенности, идут по льду возле берега и попадают в пропарины. Так, в 2019 году там трагически погибла женщина из Воркуты.
Трещины и становые щели
Лёд Байкала не состоит из одной цельной льдины. Пласты льда находятся в постоянном движении, наезжают друг на друга, ломаются, сдвигаются и раздвигаются, образуя трещины и холодящий душу скрежет и хруст. Даже большая, монолитная и, казалось бы, прочная льдина может внезапно разорваться.
Протяжённые трещины, возникающие каждый год в одних и тех же местах, называют становыми щелями. Они появляются в акватории между выступающими мысами, когда лёд расширяется и сжимается под действием суточных перепадов температуры. Они не замерзают до конца на протяжении всей зимы, то сужаются, то расширяются. Их длина — несколько десятков километров, а ширина — от полуметра до двух.
Свежая трещина на морозе быстро покрывается льдом, который с виду может казаться прочным, но в него может провалиться и человек, и машина. Поэтому перед пересечением трещины, если её невозможно просто переступить, надо проверить прочность её ледового шва — палкой, пешней или коньком. Машины такие трещины проезжают на скорости. Если разрыв широкий, его закладывают льдинами или заранее подготовленными досками.
Лёд под снегом
Есть закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Талая вода от растаявшего снега меняет структуру льда и уменьшает его прочность. Кроме того, снег коварен тем, что под ним не видно толщины льда и опасных мест.
Когда снега выпадает много (особенно на севере и востоке Байкала), образуются глубокие снежные заносы, из которых сложно выбраться даже внедорожникам, потому что под снегом всегда скользкий лёд. Идти по заносам тоже опасно, вроде бы нога стоит твёрдо, а потом пятка попадает на кусок открытого льда, ты поскальзываешься и падаешь. Поэтому по льду Байкала нужно ходить в специальных ледоступах с шипами.
Нерпичьи продухи
Нерпа дышит таким же воздухом, как и мы с вами. Зимой, когда озеро сковано льдом, она не может всплывать на поверхность в любом месте, где ей хочется. Поэтому тюлени заранее подготавливают себе систему отверстий, разгребая первый лёд когтями передних лап. По мере того как Байкал замерзает, нерпы продолжают свою работу, и к весне их продухи имеют конусовидную форму, расширяющуюся к низу.
Торосы
При столкновении ледовых пластов на Байкале образуются торосы — порой до нескольких метров в высоту. Поля торосов могут быть непредсказуемым и очень протяженным препятствием. По ним сложно прокладывать путь автомобилю, сложно и опасно идти пешком. Можно подвернуть или сломать ногу, так как они постоянно застревают среди льдин. Такие участки сильно замедляют движение.
Ураганный ветер
Шквалистый ветер огромной силы — не редкость на Байкале. Именно благодаря этим ветрам на озере раздувается снег, обнажая прекрасный лёд. Но вместе со снегом ураган может сбивать с ног и человека, метель дезориентирует в пространстве, скрывает следы.
На моей памяти произошла неприятная история с туристом из Южной Америки, который намеревался пересечь Байкал по его ширине на велосипеде— из Иркутской области в Бурятию. В один из дней на его лагерь налетел шторм, который раскидал по поверхности льда и палатку, и велосипед, и другое, более мелкое снаряжение. Туриста оперативно нашли спасатели и даже собрали все его вещи. Парню невероятно повезло.
Есть много нюансов, которые надо учитывать при путешествиях на Байкале. Невозможно в одной статье описать всё. При планировании походов и экспедиций лучше искать проводников среди местных, хотя даже они не могут гарантировать вам стопроцентную безопасность на маршруте. Если они такое обещают, то они плохие проводники.
Байкал — мощный, суровый и не всегда предсказуемый. Как сказал один путешественник, побывавший в свое время и на Южном, и на Северном полюсах, Байкал — идеальный полигон для подготовки полярных экспедиций. Этим многое сказано.