Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Сбил четырех врагов и погиб в 41-м. История летчика-героя Матвея Хмельницкого

В этот раз мы расскажем о Метвее Хмельницком — летчике-герое. Погибшем в 41-м, но сбившем 4-х врагов.

Тревожным напоминанием о днях минувшей войны 1941-1945 годов звучит и волнует наши сердца песня в исполнении ансамбля «Песняры»:

Каждый четвертый из белорусов,Каждый четвертый пал на войне.

Да, так оно и было во время Великой Отечественной войны, и эти слова должны обязывать всех свято хранить память о войне и о погибших героях.

Легко и просто можно говорить во время праздников, памятных дат и торжественных мероприятий известную всем фразу: «Ничто не забыто, и никто не забыт», не подтверждая ее конкретными повседневными делами о сохранении памяти о героях Великой Отечественной войны, не находя времени, сил и средств для увековечения памяти наших героев.

Только людям с большой душой и добрым сердцем свойственно на деле сохранять память и славу о всех, без исключения, павших и оставшихся в живых участников той священной борьбы за свободу и независимость Отечества, за нашу сегодняшнюю мирную жизнь.

На территории Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца (аэродром Липки) есть мемориал в честь выпускников аэроклуба. Мемориал открыт в наши дни, в 2018 году, благодаря инициативе и настойчивости начальника аэроклуба полковника в отставке Николая Петровича Мочанского.

-2

Это память, которая будет формировать дух патриотизм и готовность защищать Отечество!

На прямоугольном основании установлены 5 гранитных плит. На двух плитах в виде вертикально расположенных самолетных плоскостей изображен самолет Ил-2 и текст следующего содержания:

«Героями Советского Союза, выпускниками минского аэроклуба в годы Великой Отечественной войны было сбито 268 вражеских самолетов».

На третьей плит фамилии 17 выпускников Минского аэроклуба, удостоенных званий Героя Советского Союза.

Выпускники минского аэроклуба, удостоены звания «Герой Советского Союза»:

генерал- майор Белявин Е.С.

подполковник Бурак А.К.

ст. лейтенант Гучёк П.И.

генерал- полковник Дольников Г.У.

майор Зелёнкин М.М.

генерал-майор Карнач С.А.

гвардии полковник Карпович В.П.

майор Козич И.С.

гвардии ст. сержант Чепик Н.П.

гвардии капитан Леонович И.С.

гвардии полковник Лабанов А.В.

полковник Наумчик Н.К.

полковник Непачелович И.Б.

гвардии полковник Рябцев М.Е.

ст. лейтенант Стельмах Е.М.

ст. лейтенант Шабан К.А.

майор Шутт Н.К.

На следующей плите имена выпускников аэроклуба, совершивших в годы Великой Отечественной войны воздушные тараны, а также тех, кто не вернулся с боевого задания.

-3

Они совершили воздушный таран:

мл. лейтенант Бутелин Л.Г. (22.06.1941 г.) – погиб

ст. лейтенант Гучёк П.И. (3.07.1944 г.) – погиб

генерал-полковник Дольников Г.У. (30.09.1943 г.)

генерал-майор Карнач С.А. (9.08.1943 г.)

Не вернулись с боевого задания:

мл. лейтенант Ботвич В.С. (выпускник 1941 г.)

мл. лейтенант Дроздов А.Е. (выпускник 1937 г.)

мл. лейтенант Комлев С.К. (выпускник 1937 г.)

мл. лейтенант Мельников Л.В. (выпускник 1938 г.)

сержант Максимов С.К. (выпускник 1939 г.)

мл. лейтенант Хмельницкий М.И. (выпускник 1937 г.)

Замучены в застенках гестапо:

парашютистка Кухто О.П. (1943 г.)

планерист Оксенкруг В.В. (1943 г.)

Но, если Героев Советского Союза многие из нас помнят, их имена увековечены в названиях улиц, школ, их бюсты, барельефы и мемориальные доски мы видим на наших площадях, в скверах и на домах, в которых они проживали, то мало кто знает имена тех, кто, говоря авиационным языком «не вернулся с боевого задания» — погиб.

-4

На фотографиях погибших летчиков 55-го истребительного авиаполка младший лейтенант М. И. Хмельницкий первый в нижнем ряду

И, к глубокому прискорбию, далеко не всегда и не везде бережется память о них.

Сегодняшний небольшой рассказ об уроженце города Смолевичи (по другим сведениям местом рождения была деревня Выгода Смолевичского района) младшем лейтенанте Хмельницком Матвее Ивановиче, летчике 55-го истребительного авиационного полка, вступившем в бой с немецко-фашистскими захватчиками уже 22 июня 1941 года.

-5

Матвей Хмельницкий погиб 7 сентября того самого тяжелого и трагического 41-го, но воевал он храбро, совершив более 120 боевых вылетов и уничтожив 4-х немецких воздушных асов, имевших опыт воздушных боев при завоевании стран Европы.

Это благодаря ему, его мужеству, и таким как он бойцам и командирам Красной Армии, не пожалевшим своих жизней в боях с сильным и подготовленным врагом в роковом 41-м, закладывалась Победа 1945-го года!

*** В том же Минском аэроклубе находим краткое описание летной биографии Матвея Хмельницкого:

«Хмельницкий Матвей Иванович родился в 1918 г. в городе Смолевичи Минской области. В 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в частях ВВС, летал на самолетах И-16, И-15бис, И-153 и в канун войны освоил новый истребитель МиГ-3, на котором и принял участие в боях с первого дня войны. Всего за два с половиной месяца войны он успел совершить свыше 120 боевых вылетов, участвовал во многих воздушных боях, в которых уничтожил четыре вражеских самолета, нанес врагу большие потери в боевой технике и живой силе. Возвращаясь на аэродром после выполнения задания по воздушной разведке МиГ Хмельницкого был атакован четверкой вражеских истребителей и сбит – самолет сгорел, летчик погиб».

*** Несколько подробнее о нем моно найти в книге другого выпускника Минского аэроклуба того же 1937 года, однополчанина Матвея Хмельницкого, Героя Советского Союза В.П. Карповича «На «Ишаках» и «МиГах»:

«... Матвей Иванович Хмельницкий родился в 1918 году в городе Смолевичи Минской области. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в частях ВВС, летал на самолетах И-16, И-15бис, И-153 и в канун войны освоил новый истребитель МиГ-3, на котором и принял участие в боях с первого дня войны. Всего за два с половиной месяца войны он успел совершить свыше 120 боевых вылетов, участвовал во многих воздушных боях, в которых уничтожил четыре вражеских самолета, нанес врагу большие потери в боевой технике и живой силе.

Вторая пара «мигов» вела воздушную разведку в районе Любимовка — Мало-Каховка — Черноморовка. Выполнив задание, разведчики возвращались на свой аэродром. Матвей Хмельницкий, будучи в паре ведомым летчиком, находился по отношению к ведущему сзади и выше. В районе Аскания-Нова, уже над своей территорией, его «миг» был атакован четверкой вражеских истребителей и сбит — самолет сгорел, летчик погиб. Когда ведущий летчик произвел посадку без ведомого, потерю его объяснил тем, что Матвей Хмельницкий отстал от него в районе Аскания-Нова, что он не видел истребителей противника и воздушного боя. Воздушный бой с земли наблюдали артиллеристы и пехотинцы, они же собрали останки летчика и с помощью колхозников похоронили на кладбище Аскания-Нова. Обстоятельства гибели Матвея Хмельницкого, по рассказам очевидцев, заключались в следующем.

Когда пара «мессов» ринулась на одиночный советский самолет, летчик своевременно заметил опасность и резким боевым разворотом ушел из-под огня истребителей противника. Заметив впереди и несколько выше себя еще пару Me-109, Хмельницкий, долго не раздумывая, атаковал их. Огненная трасса прошила одного «месса», и он, объятый дымом, пошел к земле. Увлекшись атакой, Матвей не заметил, как первая пара «мессов» развернулась и со стороны солнца вторично атаковала его самолет. По-видимому, вражеская очередь поразила пилота, и «миг», охваченный пламенем, вместе с летчиком упал на землю и сгорел...».

55-й истребительный авиационный полк, теряя многих своих воздушных бойцов, яростно сражался в небе Молдавии, затем, отступая, Одесской и Херсонских областей Украинской ССР, не выходил из этих жестоких и не всегда победных воздушных боев и наш земляк Матвей Хмельницкий.

-6

Вот краткая хроника тех дней 1941 года из воспоминаний того же В. П. Карповича:

«Наши самолеты, взлетая с ограниченной полосы, оказались в самом невыгодном положении. После взлета сразу переходили в набор высоты, имея минимальную скорость полета, на пределе держась в воздухе и лишаясь всякого маневра. Вступали в бой разобщенно, едва достигнув высоты встречи с противником, одиночными самолетами, в лучшем случае — парами, в отсутствие взаимодействия и поддержки. Об управлении боем не могло быть и речи, каждый летчик действовал по своему усмотрению, на свой страх и риск.

Но летчики мужественно вели схватку с превосходящими силами противника, уже в ходе боя пытаясь найти и поддержать товарища. Я оказался в звене замкомэска Константина Ивачева, затем к нам пристроился и Хмельницкий. «Мессера» вверху свирепствуют, высматривая жертву, но спускаться вниз не решаются.

Вот «миг» зашел в хвост «мессу», и огненные трассы прошивают тонкий фюзеляж вражеского истребителя. Он пытается ускользнуть — делает горку, входит в разворот… Но нет, не уйти ему — сверху на него сваливается еще один «миг» и тоже открывает огонь. «Мессер» задымился, вспыхнул и пошел к земле, из него выбрасывается пилот и спасается на парашюте, но на земле его уже поджидают. В следующую секунду «миг», который атаковал «месса», сам попал под огонь двух вражеских истребителей, перехвативших его при выходе из атаки пулеметно-пушечным огнем…

Летчик, увлекшись атакой, не заметил стервятников, у него еще не были привиты навыки осмотрительности, чувство смертельной опасности в воздушном бою. Он не предпринял никаких действий, чтобы выйти из-под удара, и теперь было уже поздно что-либо сделать… «Миг» покачнулся, еще немного неуверенно пролетел по горизонту, затем, накренившись, пошел на снижение, будто пытаясь произвести посадку. Видимо, летчик был ранен и пытался спасти самолет и себя, но силы и жизнь его оставили, неуправляемый самолет, не выходя из пикирования, скрылся за холмами севернее города, а затем раздался взрыв и поднялся столб черного дыма с пламенем…».

-7

Ныне, когда есть возможность прикоснуться к документам Великой Отечественной войны и в частности к «Книгам учета безвозвратных потерь», чувствуешь холодок по коже и поневоле наворачиваются слезы… Ведь за каждым именем стоят молодые, жизнерадостные наши воины, чьи жизни оборвались в самом расцвете сил. Их любили, ждали дома родители, жены и дети, невесты. Они так хотели жить, работать, любить, но пали в боях с жестоким и сильным врагом, отдали свои молодые жизни за Отчизну, за нас с вами, дорогие соотечественники.

И согласитесь, что каждый из них, независимо от воинских званий, наград и заслуг, должен быть увековечен в нашей памяти.  2022 год в нашей Беларуси объявлен «Годом исторической памяти», а значит надо сделать все, чтобы воздать должное уважение всем нашим Героям.

Как это сделать нужно решать также властям и общественности Смолевичского края, потому что на примере геройски погибшего земляка–летчика Хмельницкого Матвея Ивановича видны серьезные пробелы: в районной книге Память» находим лишь сведения о его гибели и выдержки из книги В. Карповича, а в библиотечных фондах его фото из сайта «Память народа» и те же слова В. Карповича…

А ведь Матвей Хмельницкий на малой родине рос, учился в школе, вступал в комсомол, мечтал стать военным летчиком… Судя по сообщению из Главного Штаба Военно-Воздушных Сил РККА о его гибели, датированное 1944 годом, оккупацию, не зная судьбы сына, пережили его родители,  копия сообщения была переслана Хмельницкому  Ивану-отцу...И приходиться констатировать, что не было ни публикаций о земляке, геройски погибшего в жестокой битве с немецко-фашистскими захватчиками, ни попытки каким-то образом увековечить его память. Не пришла ли пора это сделать?

На совещании по вопросам реализации Указа №1 от 1.1.2022 года «Об объявлении 2022 года Годом исторической памяти» Глава государства ясно дал понять, что в ряду направлений работы предстоит определить на перспективу даты, события, личности, которые следует увековечить, внести коррективы в работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи с опорой на факты героических подвигов предков.

«Сегодня вся эта работа является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Автор статьи: Владимир Касьянов