Похоже, что «игра в долгую» против «Северного потока -2» США удалась. Понимая, что позицию Меркель по поводу российского газопровода им не изменить, они ждали, когда у руля в правительстве ФРГ придут «зелёные», их руками и собирались американцы остановить российский проект.
Июльское соглашение прошлого года между ФРГ и США по «Северному потоку -2» (СП-2) предусматривало санкции, если Германия посчитает, что Россия пытается использовать энергетику как оружие против Украины, а также содействие Берлина в продлении российско-украинского транзитного контракта после 2024 года.
На тот момент, казалось бы, такая формулировка в соглашении угроз для СП-2 не представляла — у «Газпрома» был действующий с Украиной контракт, Москва не отказывалась от использования украинского маршрута в будущем, если это будет экономически обосновано и целесообразно.
В 2021 году наконец-то было завершено строительство газопровода, оставалось последнее для него испытание — пройти процедуру сертификация в Германии. Вот тут-то и начали в ФРГ «вставлять палки в колеса» российскому проекту, именно сами немцы, которые, как бы, должны были больше всех заинтересованы в скорейшем запуске СП-2.
Мало того, что Германия допустила к участию в сертификации СП-2 представителей Польши и Украины, которые с самого начала строительства газопровода были его самыми непримиримыми противниками.
Далее, используя бюрократические процедуры, 16 ноября прошлого года Федеральное сетевое агентство Германии временно остановило сертификацию газопровода, мотивируя своё решение, что «сертификация оператора Nord Stream 2 возможна только в том случае, если оператор приведёт свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Германии».
Суть претензии немецкого регулятора — «для управления германской частью газопровода «Северный поток-2» в соответствии с законодательством Германии должна быть создана отдельная дочерняя компания, которая станет владельцем и оператором немецкого участка газопровода».
В результате таких действий немецкого регулятора стало ясно, что раньше лета 2022 года сертификация завершена не будет. А тут ещё и власть в Берлине поменялась — немецкие «зелёные» возглавили МИД и пост вице-канцлера/министра экономики и проблем климата.
Используя коалиционный договор, на основании которого работает правительство ФРГ, немецкие «зелёные» взялись дотошно проверять, насколько СП-2 соответствует европейскому энергетическому праву.
В сторону российского газопровода понеслась работать «артиллерия главного калибра». Глава МИД Германии Анналена Бербок открыто выразила своё негативное отношение к СП-2 — она отметила геостратегическую роль газопровода, подчеркнув, что для неё он больше, чем просто частный экономический проект.
Вице-канцлер Германии Роберт Хабек пошёл ещё дольше, заявив в интервью изданию Spiegel, что Германия не обязана выплачивать компенсацию в случае, если немецкий регулятор решит, что проект СП-2 не соответствует законам Евросоюза и ФРГ. Короче, работа по заморозке СП-2 запущена на полный ход.
За океаном не только словом, но и делом поддержали давление нового немецкого правительства на СП-2. В разгар энергетического кризиса перед Новым годом в Европу направилась флотилия танкеров с американским СПГ, «наполненным молекулами свободы и демократии».
Плюс, с декабря прошлого года американцами запущена «утка» о концентрации российской военной армады на границе с Украиной и, якобы, готовящемся её вторжению на территорию этого государства. Теперь и повод у немецкой стороны для санкций против СП-2 готов.
Чтобы не обидеть Украину и соблюсти необходимые бюрократические формальности Еврокомиссия намерена получить мнение Украины по СП-2 в процессе сертификации этого проекта. Не трудно догадаться, какое мнение Киев озвучит на запрос из Брюсселя. Плюс сам это процесс, как минимум, ещё на два месяца затянет сертификацию.
В Вашингтоне потирают руки от удовольствия — руками самих немцев разрушается 40-летняя энергетическая стратегия, обеспечивавшая стабильность и безопасность страны на этом направлении, при этом американский СПГ следует в Европу, а перспектива заключения новых долгосрочных газовых контрактов Европы с Россией под огромным вопросом.
Новое правительство Германии, останавливая запуск СП-2, одновременно решает четыре вопроса:
- Выполняет в полном объёме июльские договорённости с США, показывая свою приверженность союзническим обязательствам
- Уходит от необходимости заключать новый долгосрочный контракт с Газпромом, без которого наполнение газом СП-2 возможно только путём сокращения транзита по украинскому маршруту
- Создаёт все необходимые предпосылки для содействия продлению российско-украинского транзитного контракта после 2024 года, не увеличивая тем самым энергетическую зависимость от России
- Демонстрирует своим партнёрам по ЕС, в первую очередь Польше и прибалтийским государствам, приверженность европейским ценностям и взятым обязательствам, в том числе в вопросах климатической безопасности.
Что касается «Газпрома», то ситуация с ценами на европейском газовом рынке, загнанными на небеса благодаря «экологической повестке», позволила ему вообще-то говоря, оправдать строительство «Северного потока-2», не пустив по нему ни одного кубометра газа.
Единственный вопрос, который остаётся нерешённым в такой ситуации — что делать с газопроводом далее, если Германия не станет принимать по нему газ — не превращать же его в груду металлолома, лежащую на морском дне.
Спасёт ли Германию американский СПГ — большой вопрос, так как гарантировать его бесперебойные и своевременные поставки на долгосрочной основе никто не может. Норвегия же заранее заявила о неспособности восполнить дефицит газа в Европе в случае прекращения поставок из России.
Но по этому поводу пусть болит голова в Берлине у тех, кто свои национальные интересы в угоду союзнических и партнёрских обязательств задвигает на самый задний план.
России из всей этой истории со строительством и запуском газопровода «Северный поток -2» необходимо наконец-то понять, что Берлин и Брюссель перестали быть сторонами, с которыми можно реализовывать какие-либо серьёзные проекты. Свою субъектность и договороспособность они безвозвратно потеряли — за них всё теперь решает Вашингтон.