Найти тему
Система Управления

Кто вы в своей компании по уровню мышления?

Оглавление

Сегодня за 8 минут чтения статьи поймем базовый принцип построения структуры компании и раскроем тему делегирования и эффективного управления персоналом.

Научно и на практике доказано, что самый эффективный менеджер, с огромным бизнес-опытом, необходимым набором soft и hard skills эффективно может управлять непосредственно командой размером до 7-ми подчиненных. Неэффективно - какой угодно по размеру командой.

Вообще, надо сказать, что в современном мире я вижу всего 2 эффективных типа организационной структуры компании. Это полностью централизованная структура (пирамидальная), сегодня поговорим о ней, а также полностью децентрализованная структура, когда все кто принимают все решения являются в той или иной степени совладельцами компании. Чтобы узнать подробнее о децентрализованных компаниях - гуглите DAO (Decentralized Autonomous Organization).

Вот этот чарт я нарисовал сам, и когда показываю его на консультациях или в наставничестве предпринимателям, у многих в голове сразу проясняется, почему все сразу делегировать нельзя.

Стандартная орг структура централизованной организации.
Стандартная орг структура централизованной организации.

Сохраняйте, чтобы протестировать себя на досуге и понять, какое место в вашей компании занимаете именно вы, а я пройдусь по пунктам.

1 уровень – специалисты

Они являются частью процесса. Например, бухгалтер, который проводит документы в системе. Грузчик и программист – тоже специалисты. Они физическим или интеллектуальным трудом исполняют заявки, которые к ним поступают. У них в начале процесса есть невыполненная заявка, а в конце – выполненная. Если специалист не придет на работу, процесс встанет. Ответственность специалиста - качественное выполнение заявок. У специалиста крайне ограниченные возможности по изменению бизнес-процессов.

2 уровень – менеджеры

Менеджер не является частью самого бизнес-процесса. Он управляет самим процессом и специалистами. На его уровне уже появляется KPI – ключевые показатели эффективности, а работа состоит в том, чтобы думать и внедрять изменения в процесс, которые помогут эти KPI увеличить. Если менеджер не придет на работу, то сам процесс не остановится, потому что есть специалист.

Топ 10 самых массовых профессий в % от общего числа работающих россиян
Топ 10 самых массовых профессий в % от общего числа работающих россиян

В нашей стране у слова "Менеджер" есть дурная репутация, мол "У нас каждый второй - менеджер". Вызвано это, в основном, тем, что в 2000е было популярно называть продавцов (одну из 2-х самых популярных профессий в стране) менеджерами по продажам. Хотя по факту, 99% из них не меняли процесс продаж, а были именно специалистами по продажам. Почему-то водителей мы с вами менеджерами по управлению транспортными средствами называть не стали. Оно и к лучшему.

3 уровень - директор

Он уже не взаимодействует напрямую со специалистом. Его инструмент влияния на изменения в компании - его менеджеры. У него высокоуровневый KPI. Грубый пример: в логистике KPI менеджера - скорость разгрузки фуры, а у директора – общая оборачиваемость всех фур на складах по всей стране. Директор обычно отвечает за функцию компании или целое направление бизнеса внутри организации. Пример - директор по экономиеческой безопасности, директор по маркетингу и т.д.

4 уровень - генеральный директор

У меня был клиент, гендиректор крупной логистической компании, который совещания начинал так: «Всем привет, ребята. Я генеральный директор, и я ничего не понимаю в логистике. Но мне это и не нужно. Мне нужно, чтобы была прибыль, выручка и росла доля рынка. А что нужно делать, чтобы добиться роста выручки и прибыли - это вопрос к вам. Вы за это большие зарплаты получаете».

Мем The expert про генерального директора
Мем The expert про генерального директора

К слову, это был один из самых опытных и самых крутых менеджеров, которых я встречал. Ведь его самоустранение из операционки и фокусировка на трех самых важных показателях для компании чудесным образом привели к тому, что "включились головы" у его подчиненных - уровня Директоров, потому что они поняли, что у них нет "папочки" который ринется помогать им с вопросами, которые они могут решить самостоятельно. Именно это и нужно было генеральному директору.

Три показателя: прибыль, выручка, доля рынка – это то, на что обязан влиять Ген Дир, потому что выступает гарантом перед акционерами. Он же является внутренним авторитетом и гарантом для сотрудников. Он же – лицо и имидж компании во внешней среде и он же следит за конкурентным окружением и стабильностью бизнеса.

Управляет только финансовыми показателями и ставит цели директорам. Никогда не рассматривает сами бизнес-процессы - не его уровень, Отвечает за команду, безопасность, бренд, репутацию в целом и законность. Охраняет от внешних рисков (поглощение, войны конкурентов, PR, GR) Все остальное – по желанию, либо это ответственность не его уровня.

5 уровень - акционер, владелец, совладелец

Если генеральный директор может не быть специалистом в том бизнесе, которым он управляет, то акицонер имеет полное право не знать чем вообще его бизнес занимается, и даже то, как этот бизнес называется. Акционер может не принимать никакого участия в жизни компании. Он может утверждать итоговые финансовые и стратегические цели Генеральному директору на несколько лет вперед. Акционеру важно одно. Что размер котлеты, которую ему приносит его бизнес, достаточен и постоянно растет заданными темпами. Всё.

А может ли быть по-другому?

Может. Если это осознанное решение управляющей команды и вы понимаете, что вы еще, например, слишком малы, чтобы иметь 3 уровня подчинения, или, наоборот, слишком велики, и вам нужно больше уровней, чтобы эффективно управлять персоналом. Важно чтобы эти уровни были, и были достаточно четкими, чтобы весь персонал понимал, на какой ступеньке находится каждый, что под ним, и что над ним. Это наводит порядок в каждодневной коммуникации.

Одно время я работал директором в компании, и от меня до специалиста было 6 уровней подчинения. Это была большая компания, корпорация.

На каком уровне вы?

Этот стандартный орг чарт будет полезен предпринимателям, так как я постоянно встречаю предпринимателей, которые, создавая бизнес были и специалистами, и уборщиками, и генеральными, и бухгалтерами, и водителями, и менеджерами, и директорами. И вот, прошло время, у них уже успешный бизнес, обороты, команда, но все равно, какие-то функции они в себе совмещают. Какие, почему? Частый ответ - "Ой, а я вообще на всех уровнях, исторически так сложилось". Это четкий сигнал, что пора наводить порядок, иначе вы будете считаться воспетым в мемах менеджером-снежинкой. Мой пост в инсте на тему менеджеров-снежинок.

Не будьте менеджером-снежинкой. Ни к чему это вас не приведет.
Не будьте менеджером-снежинкой. Ни к чему это вас не приведет.

Подписывайтесь на мой канал тут, на мой инстаграм, где моя миссия - помогать предпринимателям расти, читайте о моих услугах на моем сайте, пишите в комментариях, на каком месте вы у себя в компаниях и просто напишите мне, если у вас есть вопрос, я с удовольствием отвечу каждому.

P.S. Считаю себя профессиональным менеджером, топ-менеджером, и горжусь своей специальностью и высшим менеджерским образованием!