Найти тему

Лепешки

«Лепёшки»

Раннее утро начала осени. Солнце ещё не взошло, а на улице уже совсем светло. На востоке по вершинам гор разливается утренняя заря. На траве и кустах лежит иней. Всё вокруг бело и воздух свеж. По заиндевелой траве идет мальчик, идет быстро, почти бежит. Идет от деревни в сторону виднеющихся неподалёку пасущихся коров. По пути, как увидит, где свежую коровью лепёшку, подбегает к этой лепёшке и, наступив в неё, греет босые, раскрасневшиеся от утреннего мороза ноги. Некоторые лепёшки ещё испускают пар, и мальчику кажется, что они даже обжигают его. Немного помесив ногами лепёшку и чуть отогрев совсем озябшие ступни, он торопится дальше - коров надо пригнать к утренней дойке без опоздания.

Это его работа, вернее каждодневная обязанность по дому. Обязанность, как самого младшего в семье, самая легкая работа, у остальных дела намного важнее, чем бегать по утрам за коровами. У мальчика есть обувь, новые унты из сыромятной кожи, такие красивые, мягкие, теплые и удобные, ещё пахнущие свежевыделанной кожей, и ещё кислым молоком - незабываемо прекрасный запах новых унтов. Мать их сшила ещё по весне, они лежат в сундуке за печкой. Их берегут к осени, в школу, когда мальчик пойдет в первый класс.

«А как здорово было бы сейчас идти в новых унтах, намотав на ноги теплые портянки. В унтах и холод - не холод, и работа нипочем!» - думая о школе мальчик немного тревожится, Старшие друзья рассказывали ему, что учитель очень строгий и чуть что сразу таскает за волосы. «Вот попадёт тебе от учителя», - пугали они его. Хотя мальчик уже умеет писать некоторые буквы, ему всё равно страшно, ведь пишет он левой рукой, а в школе, положено писать правой, что у него пока ну никак не получается.

Ноги мерзнут всё сильнее и мысль о новых унтах и школе опять вытесняется коровьими лепёшками: «Ну почему их так мало попадается на пути?!» Конечно, еще лучше, нежели чем эти лепёшки и даже лучше, чем унты, ехать на коне. Ты сидишь верхом, высоко, конь теплый, даже горячий и ничуть не холодно. Даже ноги, хоть и босые, не мёрзнут, можно поджать под себя сперва одну ногу, потом другую. Можно даже ехать лежа на коне, тогда уже совсем тепло, правда, иногда задирается рубаха и зябко спине. Но в любом случае, это не босиком по инею. К тому же коня можно пустить вскачь и пригнать коров в два раза быстрее, а это почти час сна в теплой постели.

«Конь - это человек!», - вспоминает мальчик чьи-то слова. Только вот коня сегодня не дали, сегодня коню предстоит другая работа. И мальчик идет пешком, голыми ногами по морозной траве, грея свои посиневшие ступни в этих, дымящихся паром лепёшках. Не беда, что они пахнут, не беда, что ноги грязные, главное - не сильно запачкать штаны. Ведь штаны стирать намного труднее, чем отмыть запачканные ноги. И, вообще, пока дойдёшь обратно до дома, вся грязь на ногах высохнет и практически сама отпадёт. Да и весь день ещё впереди, весь день босиком по траве. Сейчас он бегом соберет стадо, к тому времени взойдет солнце, и под его теплыми лучами, иней быстро растает. К тому же, когда идёшь за стадом, коровьи лепёшки, спасение для ног, попадаются намного чаще. А ещё, дома ждёт завтрак, горячая похлёбка и горячий чай, как награда, за терпение и за продрогшие ноги.

Так идет по осеннему заиндевелому лугу босой мальчик, месит голыми пятками горячие коровьи лепёшки, греет ноги. Не жалуется на судьбу, не сетует на проблемы, все трудности для него решаемы. Мерзнут ноги - найдет как согреть, зато завтра, может быть, повезёт и он поедет на коне. А в школу он пойдёт в новых унтах! Учитель строгий? Подумаешь, все ходят в школу и ничего. И не думает мальчик о том, что идет в большую жизнь человек, ещё маленький, но уже серьёзный человек, и сам решает задачи, которые ставит перед ним жизнь.