Я уже писала, что на заре своей педагогической деятельности я занималась с детьми у них дома.
Много лет назад я работала в школе с углубленным изучением немецкого языка. В одном из четвертых классов у меня училась девочка. Назовём её Маша. Маша была довольно смышлёным ребёнком, и особых проблем с немецким языком у неё не было. Однажды после уроков ко мне подошла бабушка Маши и попросила позаниматься с девочкой и индивидуально, а именно помочь ей в подготовке к урокам. Бабушка Маши сказала, что никто из учителей немецкого языка, к которым она подходила, не смог или не захотел позаниматься с девочкой. Я согласилась. Немного странно это было, конечно: дома ты с учеником делаешь домашнее задание, а потом его же на уроке и проверяешь. Но главное в этой ситуации было - дать ребёнку знания. Стоили мои занятия тогда очень дешево. Тем, кто платил, это было выгодно. И мне, как я писала раньше, дополнительные деньги тоже были не лишними.
Я приходила домой к девочке после уроков, часам так к трём дня. Два раза в неделю. Пообедать в школе я не всегда успевала. Да, честно говоря, и не особо над этим задумывалась, так как дома меня ждал мною же заранее приготовленный обед. А вот Машину бабушку этот вопрос сильно волновал. Как же я была приятно удивлена, когда Вера Ивановна приготовила мне чашку кофе и пару бутербродов! К слову сказать, отказы с моей стороны не принимались. Одним словом, БАБУШКА - это бабушка, даже если она не твоя!
В общем, сначала я обедала, а потом занималась с девочкой. Девочка тоже в это время обедала. Тоже бутербродами.
Ничего интересного про наши занятия я рассказать не могу. Мы читали и переводили тексты, учились задавать к ним вопросы, учили неправильные глаголы (сразу три формы!), выписывали много новых слов и учили их наизусть, составляли темы и тоже учили их. Работали на совесть. Девочке предстояли экзамены после 4 класса. Чтобы попасть в пятый класс, где немецкий язык изучался на углубленном уровне (5-7 занятий в неделю), надо было пройти собеседование по устным темам. Забегая наперёд, хочу сказать, что не знаю, как она выдержала это испытание, так как после окончания учебного года я сразу ушла в отпуск, в за ним - в декрет.
Что я меня больше всего поразило в этой семье. Маша жила с мамой, бабушкой и мужем бабушки, дедом Петей. В двухкомнатной хрущёвке жило ещё несколько котов. Мама работала. И её я видела за всё время не больше двух раз. С папой Машина мама была в разводе. Машу из школы забирали по очереди то бабушка, то дед Петя.
Семья жила очень скромно. Ремонт в квартире не делался десятилетиями. Думаю, на него не хватало средств. Но там всегда было чисто. Единственно но: все углы были помечены котами. Бабушка подбирала на улице всех бездомных котов, кормила их и если надо, лечила. Мебель, на сколько я знаю, этой семье отдали знакомые, когда делали у себя в квартире ремонт.
Итак, какие выводы напрашиваются. Если ты занимаешься с ребёнком у него дома, ты волей-неволей становишься свидетелем всего, что происходит в доме, знаешь состав семьи и знаком со многими лично. Иногда всплывают даже неприятные моменты, которые семья скрыть не в силах. Так, в одной из семей за то, что отец взял взятку при исполнении, его отстранили от работы и даже посадили на несколько лет в тюрьму. И мама ездила к отцу на свидания в другой город, а с ребёнком в это время была бабушка. Для тех, кому интересно, семья с достоинством выдержала это испытание и не распалась. Я закончила заниматься с всеми этими детьми только по одной причине: у меня родился ребенок.
Но с одним мальчиком моя работа продолжилась и после рождения дочери. Об этом я расскажу в следующий раз. Пишите, хотели бы Вы узнать, как это было. О том, как проходили мои занятия с другими детьми у них дома можно прочитать здесь:
"Подскажите, на дом не выезжаете?" Часть 1
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!