Найти тему

Терпение – как искупление.

Художник: Иероним Босх
Художник: Иероним Босх

Терпение – как искупление.

Терпение. Необходимо не только терпеть, но и понимать, что когда мы терпим – мы искупаем грехи, ибо все от Бога, и если он так решил, что на нас спускаются сверху какие-то неприятности для нас, отчего нам приходиться страдать, то нам необходимо терпеть. Именно терпеть, а не выказывать недовольство и проявлять агрессию; потому что Господь

Бог хочет, чтобы именно таким терпением мы искупили свои грехи еще при жизни, а после уже попали в рай на небесах; и значит, если Господь хочет, чтобы мы при жизни искупили свои грехи, то он и дает нам страдание, а давая страдание – ждет от нас терпения и покаяния (в признании грехов), и ждет, что мы смиренно будем нести свой крест. А иного и не дано.

Художник: Алекс Ив
Художник: Алекс Ив

Однако, терпение, конечно же, не должно быть терпением понапрасну. Человек должен понимать, где нужно терпеть, а где, выказывая свой протест насилию, мы останавливаем развитие зла и не потворствуем развитию греха. Да, всех все равно накажет Бог, и именно он рассудит. Но и нас как минимум не поймет он, если мы, видя, как на наших глазах

хулиганы пристают к женщине с целью совершения насилия против нее, останемся стоять в стороне, и будем терпеть, страдая, и представляя, что там с ней делают. Или, когда более старшие школьники станут отнимать карманные деньги у малышей, оставляя тех без школьного обеда, терпеть подобное безобразие будет грехом, потворствованием злу (ибо грабители убедятся в своей безнаказанности и будут творить

насилие дальше), и насилием уже с нашей стороны над беззащитными детьми, которых обижают более старшие. Когда случается нечто подобное, мы должны, помолившись и попросив Господа о помощи, сделать разделение происходящего на меньшее и большее зло. И совершить пусть и зло, но меньшее, дабы – предотвратить большее.

Художник: Анри Матисс
Художник: Анри Матисс

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, учил как должен относиться христианин ко злу:

1. Гнушайся (ненавидь) врагов Божиих, то есть темных духов - греховных помыслов.

2. Бей врагов Отечества – тех, кто посягает изменить веру захватить Отчизну.

3. Люби врагов своих – личных врагов.

Преподаватель московской духовной академии иеромонах Никодим (Шматько) так объяснял данные пункты[1]:

«1) Враги Божии — злые духи, которые извратили свою волю ко злу. Бывают и люди, направляющие силы своей души против воли Божией и таким образом уподобляющиеся врагам Божиим.

2) Враги отечества — это те, кто уничтожает, разрушает святыни, порабощает родину, убивает или издевается над нашими матерями, сестрами и братьями, стариками с целью получения своей выгоды, наживы или удовлетворения своих страстей. За немощных необходимо заступаться.

Сам Господь говорил, что нет той больше любви, чем пострадать за друзей своих. Друзьями же христиан являются друзья во Христе, это также и немощные, пожилые люди, дети, женщины, девушки, которые ожидают от нас защиты и помощи.

Художник: Бартоломео Пассаротти
Художник: Бартоломео Пассаротти

3) Наши близкие могут быть для нас «мнимыми» врагами, так как они реально являются нашими помощниками во врачевании наших душ. Они, как никто другой, видят наши погрешности, напоминают нам о них, пытаются нас врачевать. Необходимо лишь не раздражаться, а просить у Бога врачевания и вразумления…

…Только путем контроля своей совести по критерию исполнения заповедей Божиих мы получим удостоверения в правильности наших поступков. Церковь Христова, как любящая мать, назидает и утешает нас, помогает оценивать правильно свои поступки, рассчитывать свои силы и, таким образом, удостаивает нас быть уже на земле причастниками Царствия Небесного».

Художник: Лука Синьорелли
Художник: Лука Синьорелли

В одной из лекций, профессор московской духовной академии А.Л.Осипов, говоря о разделении христианства на три крупнейших направления: православие, католицизм и протестантство, говорил, что на самом деле такого разделения в христианстве не должно

существовать, ибо христианство одно – православное христианство. Поэтому, когда иером. Никодим говорит о христианстве, мы должны под этим понимать именно православное христианство, а не то, что пытаются нам навязать нам крестоносцы и еже с ними.

Терпение. «Бог терпел и нам велел», -- говорит народная мудрость. Бог терпел. Он действительно терпел и до сих пор терпит все людские грехи, совершенные человеком по наущению дьявола. Грехи – это нарушение законов Божьих. Грехи приводят к страданиям людским самих людей, а не Бога. Господь Бог наш, Иисус Христос, не испытывает душевных мук, свойственных людям.

Художник: Николай Фешин
Художник: Николай Фешин

«Мы страдаем за свои грехи». (2Макк.7:32).

Бог имеет две ипостаси: божественную (ибо он Бог) и человеческую (ибо пришел на землю в образе человека). Человека – не только потому, что человек создан по образу и подобию Божьему, но и потому, чтобы помочь людям поверить в то, что он говорит.

«Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?». (Ис.44:6,7).

Бог един в трех лицах: Бог отец, Бог сын, Бог дух Святой. Поэтому мы молимся: «Святый Боже! Святый крепкий! Святый бессмертный! - Помилуй нас!». И завершаем молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Называя имя Бог, мы говорим Господь Бог, потому что Господь – это Иисус Христос.

Господь – одно из имен Божиих. Как отмечает протопр. Александр Шмеман[2], во время рождения христианства слово «Господь», чтобы показать божественность собственной власти, присваивали себе римские императоры, которые двести лет осуществляли гонения на христиан, признававшим Господом только Господа Бога Иисуса Христа.

Назван Иисус Христос Господом – потому что Он есть Истинный Бог. Истинный – значит единый, о чем необходимо было говорить, потому как во время, когда христианство входило в мир – царило многобожие.

Все православные христиане знают, что такое Символ Веры. Символ Веры – это то, что через святых отцов сказал нам Бог.

Художник: Эль Греко
Художник: Эль Греко

В Символе Веры заключены основные и главные положения православия, изложена вся суть православия, это учение о христианской вере, т.е. о том, о чем и как должен верить православный христианин. Символ Веры – это то, как мы веруем, ибо Символ Веры является главным критерием, который если потерял человек – он потеряет и вечную жизнь.

Слова в Символе Веры состоят из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ни единого слова из священного Символа Веры нельзя выбрасывать, изменять, искажать. Каждое слово Символа Веры

буквально написано кровью, ибо за каждую букву и запятую шла борьба. Серафим Саровский рекомендовал Символ Веры как главную молитву. Символ Веры как молитва преображает человека. Символ Веры – это гимн церкви, даже больше чем гимн.

Художник: Якопо де Барбари
Художник: Якопо де Барбари

Появление Символа Веры было в ответ на ереси, распространявшиеся среди христиан и наводившие смуту в умах и сердцах. Именно поэтому, в ответ на ереси, собирались Вселенские Соборы, на которых утверждались главные положения учения христианской веры.

Всего Вселенских Соборов было семь (в период с 325 по 787 гг.). На первом (325г.) и втором (381г.) Вселенских соборах и был составлен Символ Веры (с 1-й части по 7-ю на Первом Вселенском Соборе, и с 8-й по 12-ю – на Втором Вселенском Соборе).

На Третьем Вселенском соборе (431г.) было принято правило о запрете внесения изменений в Символ Веры.

Художник: Ян Вермеер
Художник: Ян Вермеер

Символ Веры состоит из 12 частей. Каждая часть состоит из догматов православной веры. Догмат – это непререкаемая истина. Таким образом, следует говорить, что в каждой из 12 частей Символа Веры содержится непререкаемая истина учения православной церкви.

Поэтому 2-е положение Символа Веры: (Верую) «И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Им же вся быша». (Верую И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного

от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено) раз и навсегда говорит о том, что Господь Бог один. И все что в мире – не есть Бог, а от Бога. И это очень важно понимать, ибо язычество чувствовало божественный источник мира, но Бога не знало. Поэтому утверждение что Бог один (Единый) раз и навсегда утверждало примат духовного и высшего бытия.

Художник: Джованни Беллини
Художник: Джованни Беллини

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то». (Ин.13:13).

Господь Иисус Христос назван Единым, потому что он один Бог и таким образом Вселенский Собор в Символе Веры поясняет, что Господь Иисус Христос обладает полнотой Божественного достоинства и является второй ипостасью Пресвятой Троицы, Сыном Божьим (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:18-19).

Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный – «потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – единого существа с Богом Отцом»[3].

Художник: Рубенс
Художник: Рубенс

Слова «единосущна Отцу» означают, что Иисус Христос и Господь Бог единое целое. Когда иудеи спросили Иисуса Христа сказать им кто он на самом деле и не есть ли он Христос,

«Иисус отвечал им: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют обо Мне….Я и Отец – одно». (Ин.10:25,30).

Однако иудеи не поверили ему и хотели побить его камнями за то, что он, будучи человеком, называет себя Богом и тем самым богохульствует. И тогда Иисус Христос отвечает им:

«Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «Богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, если не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем». (Ин.10:36-38).

«Я и Отец – одно» (Ин: 10:30), –

говорит Иисус Христос.

«…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Ин.14:6).

Художник: Уинслоу Хомер
Художник: Уинслоу Хомер

Когда Господь Бог Иисус Христос спросил своих учеников за кого они его принимают, Петр ответил:

«Ты – Христос, Сын Бога Живого»: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». (Мф.16:15-17).

Иисус – значит Спаситель.

«Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа». (1Фес.5:9).

Это имя было дано Иисусу, сыну Божьему, рожденному на земле, через архангела Гавриила, потому что Иисус родился спасти людей.

«…Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.20:21).

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». (Лк.2:21).

Художник: Давид Бурлюк
Художник: Давид Бурлюк

Христос – значит Помазанник (в греческой транскрипции «Мессия»). Помазанник – потому что, как пояснял митр. Филарет[4] (Дроздов), через помазание Священным Миром «подаются дары благодати Духа Святого».

В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, царей и первосвященников. Господь Иисус Христос назван помазанником, потому что «Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя»[5].

«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит»,--говорил апостол Павел (Кол.1:16-17).

Художник: Борис Григорьев
Художник: Борис Григорьев

Слова «Света от Света» следует понимать, как пояснение рождения Сына Божия от Отца, ибо Бог Отец есть вечный Свет и от него рожден Сын Божий, который также есть вечный Свет. Бог Отец и Сын Божий

Иисус Христос есть единый вечный Свет единого Божеского естества. «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5: 20).

Господь Бог Иисус Христос не сотворен, а рожден от Бога Отца «прежде всех век», т.е. тогда, когда не было времени, вне времени, и сказано это было, чтобы никто не думал, что такого времени не было, когда не существовал Иисус Христос.

«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).

«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». (Ин.17:5).

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, (так) и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня». (Ин.17:21).

Художник: Семирадский
Художник: Семирадский

Господь Бог, рожденный от Бога Отца при помощи Духа святого и девы Марии, Бог Сын – получивший земное имя Иисус (распространенное в то время также, как у нас в стране распространено имя Иван) и Христос (что значит Помазанник – так называли царей и первосвященников) был послан Богом отцом на землю, дабы уберечь людей от грехов из-за нарушений их Законов Божиих данных Богом еще Моисею (Ветхий Завет).

Иисус Христос дает нам новые заповеди (Новый Завет), основанные как на прежних, так и на обновлении прежних заповедей (око за око и смерть за смерть изменилось на Возлюби ближнего своего как самого себя, не прелюбодействуй – изменилось на новое: истинно говорю, кто посмотрит с вожделением на женщину – уже прелюбодействует, и др.).

«Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». (Мф.5:27,28).

Художник: Суриков
Художник: Суриков

И Заповеди дает Бог нам уже обращенные к Новому человеку.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...» (Мф.5:3–12).

Тогда как в Ветхом Завете обращался Он к Ветхому человеку, человеку жившему раньше, до прихода Христа за землю – приходу, но не рождению, ибо Иисус Христос был всегда.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Ин.1:1).

«Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». (Ис.48:16).

«...прежде нежели был Авраам, Я есмь». (Ин.8:58).

Художник: Хаим Сутин
Художник: Хаим Сутин

Господь Бог на своем примере учит нас терпению. Терпение — значит смирение. Как он смирился, когда, сошедши за землю в образе человека оказался распят на кресте священниками.

«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». (Мф.26:39).

Вдумайтесь только! Распят не неграмотными и полуобразованными людьми (какими, к слову, были его ученики), а распят теми, кто как раз должен был следовать и учить заповедям божиим. Книжники и фарисеи распяли его.

«…и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его…». (Лк.22:3).

«Пилат…созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего… и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным… и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; … Но они кричали: распни, распни Его! …И Пилат решил быть по

прошению их, и…Иисуса предал в их волю. И... когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его…Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк.23:13-15,21,24,25,33,44-46).

Художник: Пьер-Поль Прюдон
Художник: Пьер-Поль Прюдон

Кто такие книжники и фарисеи? Книжники – это по-нашему учителя, те, кто учили законам Божиим. Кто такие фарисеи? Это по-нашему монахи, которые должны были лучше, чем кто-либо другой, знать веру; они и знали, но букву закона Божьего понимали буквально, и следили за исполнением законов Божиих в первую очередь людьми, но не сами им

следовали. А в итоге фарисеи дошли до того, что на каком-то этапе собственного рвения подменили Истину – формой. Мы и сейчас, к сожалению, видимо подобное, когда некоторые следят более за соблюдением внешней формы Божеского закона, и не замечают, что вместе с водой вылили и младенца

А кто были первые ученики Иисуса Христа? Смотрите сами: судебный пристав Матвей (сборщик податей Матфей), три рыбака: Андрей, Иван (Иоанн), Петр, предавший после Иисуса – кассир-казначей Иуда из Кариота (Иуда Искариот), двоюродные братья Иисуса Христа (сыновья сестры его матери, Девы Марии) Иаков Алфеев и Иуда Фаддей (Леввей) брат Иакова, не путать с Иудой Искариотом), также простые и малограмотные люди: Филипп, Варфоломей, Иаков, Симон Кананит (на его свадьбе Иисус показал первое чудо – воду превратил в вино), и др.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся

вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». (Ин.2:1-11).

Т.е. все первые ученики Иисуса Христа были обычными людьми, не книжниками, не фарисеями (фарисеем по имени Савл был только апостол Павел, примкнувший после, и ставший проповедовать христианство после того как шел убивать христиан а ему на пути явился Господь, после чего Савл сменил имя на Павел).

«А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу». (Деян.8:3).

«Савл… еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и

Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! (найди) Савла; …он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями… Анания пошел и… сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас… он прозрел; и, встав, крестился... И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий». (Деян.9:1-20).

Художник: Фрида Кало
Художник: Фрида Кало

Вернемся к рассмотрению терпения.

В основе терпения лежит смирение свойственных человеку восьми главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Эти восемь основных греховных страстей подпадают под определение трех коренных страстей: Сластолюбие (чревоугодие, блуд), Сребролюбие (сребролюбие), Славолюбие (гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость).

Все перечисленные страсти – от сатаны, который искушает человека, и падкие люди такому искушению поддаются.

«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». (1Ин.2:16).

Художник: Дюрер
Художник: Дюрер

Однако, перед тем как остановиться на рассмотрении этих страстей (а в основе всех грехов лежит отсутствие терпения смирять свои страсти) ответим на вопрос: что такое грех и как он развивается в человеке?

Итак, грех – это то, что является следствием нарушения Законов Божиих. Т.е. сам по себе грех – это нарушение против совести человека (ибо совесть – это Бог в душе каждого из нас).

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил». (1Ин.3:8).

Принято различать три вида греха: первородный грех (грех, доставшийся всем нам от прародителей – Адама и Евы, совершивших первый грех в истории человечества, из-за чего человеку стали даны страдания, и он был изгнан из рая.

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал:… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься… И изгнал Адама». (Быт.3:16-19,24).

«И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет». (Ис.24:5).

Родовые грехи – грехи, доставшиеся нам от родителей или их родителей.

«…Я Господь, Бог твой… за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода…». (Втор.5:9).

Художник: Фра Анджелико
Художник: Фра Анджелико

И личные грехи – это уже личные грехи каждого из нас.

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы». (Рим.1:28-31).

«Не знают, не разумеют, во тьме ходят». (Пс.81:5).

Художник: Макс Эрнст
Художник: Макс Эрнст

Остановимся подробней на этих трех направлениях греха.

Первый грех – грех первородный. Это грех являет собой (уже как результат греха) повреждение природы человека. Отсюда его тленность, смерть, болезни, скорбь и проч., т.е. наличие того, чего не было (и не могло быть) когда Адам и Ева находились в раю.

Второй грех – это родовой грех, т.е., другими словами, наша наследственность. Причем наследственность бывает как отрицательная, так и положительная (ведь кто-то рождается и от благочестивых родителей). Раньше очень большое внимание уделяли наследственности, когда выбирали жену или мужа с того или иного рода, ибо

«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему…». (Лк.6:43-44).

И это важно понимать, чтобы после не мучиться в непонимании, отчего муж или жена совершает те или иные поступки, которые тебе лично не понятны. Как раз понятны, если обратить внимание на наследственность жены или мужа, которые сами по себе виноваты лишь отчасти, ибо бессознательно живут так, как им досталось по наследственности их, даже если и не хотят.

«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». (Рим.7:15).

Художник: Хокусай
Художник: Хокусай

Третий вид греха – личный грех. Тут уже нарушение духовных законов через нарушения законов Божиих каждого индивидуально; за что в итоге этот каждый и несет – каждый свою – расплату.

«Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты». (Пс.61:10).

«Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием». (Ос.4:2).

«Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии». (1Тим.5:24).

Как развивается грех в человеке?

Сначала появляется греховный помысл, т.е. рождение греховного образа в уме. Это Прилог. Он еще грехом не является. Затем появляется внимание к греховному образу. Называется Сочетание. Это уже начало греха (ибо иначе ум должен был прогнать этот греховный помысл, а он этого не делает). Далее – согласие с греховным помыслом в сердце (мол, ничего страшного не произойдет, если поступить так). Это называется Сосложение. Сосложение – это начало греха. Далее –

Пленение (т.е. когда происходит уже подчинение воли греховной страсти). Затем – Решение (решение реализовать помысл на практике, воплотить, так сказать в действии). И наконец, последнее – это само претворение греха в действительность происходящего по факту, что называется Дело. Итак, схема развития греха у нас начинает выглядеть следующим образом: Прилог, Сочетание, Сосложение, Пленение, Решение, Дело. Все. Грех – от появления мысли, которую нужно было отогнать и уничтожить в зародыше своего греховного развития – воплотилась, реализовавшись в сам грех, его совершение.

Художник: Уоттс, Джордж Фредерик
Художник: Уоттс, Джордж Фредерик

Итак, кратко разобрав природу греха, вернемся к восьми основным страстям человека и способам их смирения.

Еще раз перечислим эти восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Как мы уже говорили, коренятся эти страсти в трех основных: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие.

Разберем восемь страстей чуть подробней.

1) Чревоугодие – это несдержанность не только в еде и пьянство, но и вообще – нарушение любого воздержания из-за излишней любви к плоти (когда своя греховная плоть торжествует над своим духом, т.е. управляет человеком не его душа (в т.ч. мозг и сердце), а плоть. На такого человека становится невозможно положиться (предаст в любую минуту, как библейский Исав продал за похлебку чечевицы свое первородство Иакову!

«И молился Исаак… и зачала… жена его… И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел… Исав. Потом вышел… Иаков. … Дети выросли… И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть… ибо я устал… Но Иаков сказал: продай мне… свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? …Он… продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство». (Быт.25:21-34).

Вот вам наяву и грех чревоугодия и последствия его (в древние времена по первородству давалась власть над всеми остальными членами семьи, а если царские особы – то и над царством).

«Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». (Евр.12:16).

Художник: Стив Хэнкс
Художник: Стив Хэнкс

И как нам следует относиться к людям, которые могут за еду предать и продать? Правильно, относимся мы к ним соответствующим образом. Потому что такой человек становится управляем и зависим от внешних обстоятельств больше, чем от веры в Бога. А если в человеке нет Бога – значит он есть сатана, диавол, т.е. грех во плоти.

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела Диавола». (1Ин.3:8).

Как противовес этому греху выступает такая добродетель (ибо всем страстям всегда противостоят добродетели) как воздержание.

«...кротость, воздержание. На таковых нет закона». (Гал.5:23).

Воздержание не несет в себе греховной страсти, а значит от того что человек сдерживает себя – к нему приходит благодать от Бога, и такому человеку становится на душе светло и спокойно.

«...в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие». (2Пет.1:6).

Художник: Тициан
Художник: Тициан

2) Блуд – это блуд, сквернословие, нечистые помыслы, и проч., что оскверняет плоть человека, ибо подавляет его душу.

«Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается ещё наглее; гниль и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится». (Сир.19:2-3).

А значит дает возможность торжествовать диаволу, ибо блуд от сатаны, как и все грехи.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твёрдою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире». (1Пет.5:8-9).

И последствия от того что человек идет на поводу дьявола страшны для самого человека, ибо он отдаляется от Бога и Бог ему уже не помощник, а дьявол (бывший ангел, предавший Бога и ставший падшим ангелом) предав раз -- предаст и другой.

«Не давайте места диаволу». (Еф.4:27).

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». (Отк.20:10).

Художник: Кипренский
Художник: Кипренский

Как противостояние страсти любодеяния – целомудрие, т.е. воздержание и вера в Бога. Вера в Бога – значит подчинение Богу, а не сатане, с его греховной сущностью.

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести». (1Фес.4:3-4).

И если воздерживается человек от проявления своей греховной страсти, тогда Господь Бог берет человека под свою защиту.

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». (Тит.2:11,12).

Художник: Сандро Ботичелли
Художник: Сандро Ботичелли

3) Сребролюбие – любление денег, власти, накопления, материальных благ.

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». (1Тим.6:10).

Кто любит деньги? Сатана их любит и тот, в кого входит сатана, тот, чьими помыслами управляет сатана, а не Бог.

«Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им». (Сир.31:5).

Грешен такой человек, который получая кратковременное обогащение – в итоге теряет значительно больше, а то и все, ибо не только не будет у такого человека царствия небесного после земной жизни его и смерти;

«Не предпочитай серебра серебру; пусть оно будет как сор в сравнении с сыном нашим! Ибо, сколько Господом определено нам жить, на это у нас довольно есть». (Тов.5:19),

ибо все люди смертны, только Бог бессмертен, и дьявол бессмертен, но дьявол бессмертен пока хочет этого Бог, потому что Бог главнее и сильнее дьявола, к тому же дьявол ограничен своими возможностями и рассеивает грех и подчиняет падких на страсти людей лишь при жизни их земной, а после смерти горят грешники в аду, а праведники возлежат в царствии небесном в раю).

«Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицем их; оно – дерево преткновения для приносящих ему жертвы, и всякий несмысленный будет уловлен им». (Сир.31:6,7).

Как противостояние греховной страсти сребролюбия – благость: нестяжание, которое заключается в следовании заповедям Господним, а значит не нарушение духовных законов, и отсюда – благодати: спокойствия ума и сердца и праздник души.

«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». (Евр.13:5).

«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет». (Притч.10:3).

Художник: Россо Фьорентино
Художник: Россо Фьорентино

4) Гнев – о, это и ярость, и агрессия, и жажда мщения, и помыслы яростные и все вместе – всякое отвращение от Бога и следование учению сатаны, а значит в итоге прижизненные страдания душевные (а то и физические, ибо нарушая заповеди, сами себя мы караем тем самым) и посмертные адовые муки.

«Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих». (Притч.27:3).

Как противостояние гневу – кротость: нестяжание, смирение и терпение, спокойствия ума и сердца и души человеческой, и вечный праздник после смерти в раю, и воскресение последующее из мертвых.

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». (Иак.1:9).

Художник: Анри Матисс
Художник: Анри Матисс

5) Печаль (мать уныния) – страшная страсть по последствиям своим, ибо в итоге несет в себе неверие в Бога, в его силу и справедливость, и в то, что на все воля Божья, и если Он что допустил с нами – значит так считает, что будет лучше нам; а те, кто не верит в Бога и не верит этому – поддаются дьявольскому искушению, и, получая сиюминутную радость – получают в итоге вечную смерть и страдание души. А при жизни еще и психопатическое расстройство (неврастения уж как минимум обеспечена).

«С несчастьем пребывает и печаль, и жизнь нищего тяжела для сердца. Не предавай сердца твоего печали; отдаляй её от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сём, ибо нет возвращения; и ему ты не принесёшь пользы, а себе повредишь. (Сир.38:19-21).

Печаль бывает от убытка, потерь, опасения, и проч. При печали появляется сожаление, грусть, беспокойство, тревога, развивается тревожность, и другие психопатологические расстройства личности, в т.ч. (как возможное следствие печали) паранойя, шизофрения, бред навязчивости, и т.п. состояния, относящиеся уже к ведении психиатрии, ибо обычными (психотерапевтическими и тем более психологическими) способами практически не лечатся.

«…печаль мирская производит смерть». (2 Кор.7:10).

«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью…». (Сир.30:22).

Художник: Ганс Мемлинг
Художник: Ганс Мемлинг

Как противостояние печали – добродетель. Необходимо терпеливо переносить временные трудности, помня о том, что мы не одни, Бог помнит о нас. И если Он послал нам трудности – то они будут временные, и выйти из них необходимо с благом, ибо все трудности

посылает нам Господь Бог для нашего же блага и никак иначе. Вполне возможно, что Бог уберегает нас этими трудностями от других, которые имели бы более тяжелые и серьезные последствия. Или дает возможность остановиться в чем-то и задуматься как проходит жизнь наша; т.е. опять же – предостерегает от возможности совершения чего-то, за что последует более серьезное наказания. А раз так, то вместо печали должна быть благодарность Богу!

Подумайте над этим, и когда подступят к Вам помысли о печали – гоните их прочь и возрадуйтесь тому, что Бог помнит о Вас! И молитесь. Молитва обладает такой чудодейственной силой, что способна любую печаль превратить в радость, ибо в молитве мы общаемся с Богом, и очищаем нашу душу, являя смирение, покаяние, и веру во всесильного Бога нашего, Иисуса Христа. Молитесь и делайте добрые дела. Помогайте другим, и Вам воздастся сторицей. И просите заступничества у Бога:

«Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный – помилуй нас»!

«Господи! Прости меня грешного»!

«Господи! Достойное по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, в Царствии Твоем»!

Художник: Берил Кук
Художник: Берил Кук

Многое еще, составляйте молитвы как будет угодно Вам, проговаривайте в любой последовательности, и, конечно же, не забудьте 50-й Псалом Давида[6]:

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. (Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие моё);

Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. (Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня).

Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. (Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною).

Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.(Тебе, Единому, я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить).

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. (Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя).

Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. (Ты же истину возлюбил, неизвестное и тайное премудрости Твоей мне открыл).

Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. (Окропишь меня иссопом[7] – и я очищусь; омоешь меня – и я сделаюсь белее снега).

Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. (Слуху моему доставишь радость и веселие – возрадуются кости смиренные).

Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. (Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои очисть).

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. (Сердце чистое создай во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня).

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. (Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня).

Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. (Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня).

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. (Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся).

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. (Избавь меня от (пролития) крови, Боже, Боже спасения моего! Восхвалит язык мой с радостью правду Твою).

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою).

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. (Если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы, (но) к всесожжению Ты не благоволишь).

Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит…». (Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не уничижит).

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. (Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимские).

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы. (Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов).

Художник: Босх
Художник: Босх

6) Уныние – чувство внутренней неудовлетворенности, опустошенность, отчаяние. Как следствие – скука, нежелание что-то делать, депрессия, выгорание, не вера что сможет что-то (кто-то) помочь, и проч. Отсюда – леность или оставление молитвы, кощунственные мысли, сквернословие и т.д. Хотя просит Господь:

«Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава». (Еф.3:13).

Как благость Господня от уныния – терпение, труд, вера в Бога, молитва.

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». (Пс.42:5).

Художник: Ван Дейк
Художник: Ван Дейк

7) Тщеславие – поиск славы, жажда похвал, почестей, радости земной через возвеличивание себя (и унижения других), а значит лесть, зависть, подхалимство, бессовестность, лицемерие.

«…когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры… чтобы прославляли их люди… У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая… И, когда молишься, не будь, как лицемеры,

которые любят… на углах улиц, останавливаясь, молиться… Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Мф.6:2,3,5-8).

Как противодействие – смирение. Смирение перед людьми, не возвеличивание себя, терпение, не замечание похвал, скромность, послушание, и т.п., ибо, если даже сам Господь так делал, а что каждый из нас в сравнением с величием Господа нашего, Иисуса Христа!

«Иисус… встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». (Ин.13:3-5).

Художник: Ватто, Антуан
Художник: Ватто, Антуан

8) Гордость – презрение к другим (к ближнему), зазнайство, высокомерие, заносчивость, самовозношение, вера в свой разум, а не в Божественное Провидение, а отсюда неверие, хула на Бога, оставление смирения и прочие бесовские штучки.

«Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня». (Пс.118:78).

А отсюда нарушение законов духовных (через нарушение заповедей Божьих) и фактическая смерть человека уже при жизни.

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». (Притч.16:18).

Как следствие проявления гордости – обида, ропот, неуступчивость, эгоизм.

«Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих». (Сир.10:7).

Продолжим дальше рассматривать терпение и постараемся ответить на вопрос: Что такое терпение и как терпение необходимо понимать терпение с позиции христианского православия?

«Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны». (Рим.12:12).

Художник: Ван Гог
Художник: Ван Гог

Терпение – это смирение. Терпение необходимо, прежде всего, потому, что во всем, что происходит с нами, есть Провидение Божие. Ничто человек сам не совершает. Да, дьявол периодически посылает ему

искушения. Если преодолевает человек их – все у него хорошо, ибо все искушения дьявола – суть грехи, грехи – суть нарушения заповедей божиих, нарушения заповедей божии – есть нарушение духовных законов, нарушение духовных законов – есть страдание при жизни человека и попадание в ад после смерти его. Ведь все мы смертны. И как будет после решать каждому уже сейчас, при жизни. Вариантов всего два. Первый – грешить, нарушая заповеди божии, и тогда попадем

мы в ад. И жить по возможности праведно, а если нарушили закон Божеский и значит закон Духовный – искренне осознать свой грех, покаяться, и постараться больше не грешить. У католиков, например, в этом случае еще можно получить что-то вроде индульгенции, когда на один грех совершаются два добрых дела и таким образом одно идет в зачет греха, второе – как бы залог на будущее. Но католики откололись от православной церкви в 11 веке. В основном католики это иностранцы, со своим менталитетом и ошибочностью взглядов. А мы православные. То есть христиане истинной православной веры, которой уже только с Рождества Христова на сегодняшний день 2014 лет.

Если человек покаялся – грех ему простится. Помимо покаяния необходимо и жить праведно и верить в Господа Бога нашего Иисуса Христа.

Художник: Дали
Художник: Дали

Терпение учит смирению. Смирению в отношении всего, что происходит с нами. Ибо, как мы уже сказали раннее – все от Бога. И только Он знает, как должно быть лучше нам. Так к чему переживать, расстраиваться, нервничать? Ни к чему кроме развития психических и нервных заболеваний это не приведет. Почему? Потому что любые переживания рано или поздно приводят к нервному стрессу. Когда

психика человека испытывает стресс – у такого человека развиваются различные заболевания. От соматических до психических. И те и другие находятся в ведении как наиболее легкий вариант (когда еще не так все плохо) – психологии, средний вариант (когда уже плохо, но еще поправимо) – психотерапии, и как самый тяжелый случай (когда уже нужно спасть человека, причем медикаментозными способами) – психиатрии. Как говорится – выбор за вами.

Художник: Ван Гог
Художник: Ван Гог

Терпение. Необходимость терпения становится возможным, когда человек попадает в какое-либо несчастье, с ним случается горе, у него появляется тревога, развивается скорбь, и он страдает. Выход из

страдания – терпение или агрессия. Агрессия неминуемо тянет за собой всяческие негативные последствия, например, тоже агрессивное поведение зачастую приводит к криминальным последствиям, начиная от причинения физического ущерба и заканчивая материальным ущербом с обязательным включением и ущерба морального. А как иначе? У человека, испытывавшего агрессию, притупляется барьер критичности психики настолько, что он в этот момент (т.н. аффективные

состояния) способен на то, что ранее не был способен. После же, когда его нервная система успокаивается, он начинает понимать все последствия совершенного. А значит неминуемо испытывает раскаяние за совершенное. Раскаяние перед теми, кому принес вред своими поступками. А после раскаяния неминуемо следует покаяние (именно поэтому когда люди попадают в места лишения свободы процент верующих значительно усиливается).

Художник: Геррит Доу
Художник: Геррит Доу

В нормальном состоянии психика человека состоит из трех составляющих: сознание, подсознание, и т.н. барьер критичности или цензура психики. Почему барьер критичности? Потому что функция этой третьей составляющей – своего рода преградительная заслонка между сознанием и подсознанием, ибо уже цензура психики (Альтер-

Эго человека) отвечает, что окажется в сознании, а что перейдет в подсознание. Также и наоборот – что из подсознания перейдет в сознание. И вот учитывая, что подсознание, порой, таит весьма и весьма страшное, когда барьер критичности ослабевает – вступает в действие подсознание, которое и выплескивает наружу все что скрыто в психике человека. Именно в таких состояниях (называемых иначе состояниями

аффекта, а аффект может быть вызван как различного рода стрессом, так и своего рода трансовыми составляющими гипнотического характера) человек способен совершать те поступки, которые будучи, как говорится, в трезвом уме и ясной памяти, ни за что бы ни совершил. И это поистине страшно.

Художник: Гюстав Кайботт
Художник: Гюстав Кайботт

К тому же надо заметить, что подсознание (или бессознательное человека) состоит тоже из двух составляющих: личного бессознательного (индивидуальный опыт каждого человека в течение жизни на любой конкретный рассматриваемый нами период времени) и

коллективного бессознательного (опыт предыдущих поколений, т.н. опыт предков). И вот, если с личным бессознательным еще как-то понятно (ибо в подсознание откладывается любая информация, которая проходит мимо сигнальных и репрезентативных систем организма), то коллективное бессознательное в ряде случаев весьма опасно, потому как, помимо того опыта предков, благодаря которому каждый из нас способен обучаться значительно быстрее чем это было бы даже сто-двести лет назад, в этом же коллективном бессознательном и находится то, что было свойственно поведению первобытного человека, у которого были ясно выраженные и активно проявляемые инстинкты:

убить, съесть, изнасиловать. Вот что страшно. И тогда, когда цензура психики по ряду причин ослабляет контроль (например, состояние алкогольного опьянения, сильная усталость, нервное потрясение, шок и проч.) в человеке вдруг проявляется все то, что, казалось бы, давно покоится под маской развития культуры и цивилизации. И как вдруг оказывается, не покоится, а лишь искусно заретушировано этой самой цивилизацией. Тогда как при внезапной (и зачастую случайно) активации – выходит наружу. Являя перед собой поистине варвара. То, от чего, казалось бы, мы давно ушли вследствие развития цивилизации – тут же проявляет себя во всей красе.

Художник: Ганс Мемлинг
Художник: Ганс Мемлинг

В итоге человек бесчинствует, совершает непоправимые поступки, а после несет заслуженное наказание. Как перед законом светским, так и перед законом Божиим. Причем, кто знает, какой страшнее, ибо если закон светский зачастую ограничивает человека в правах на какой-то определенный срок (хотя случается и дают пожизненное заключение),

то Закон Божий может покарать серьезнее. И не только после смерти (когда попадает в ад на вечную муку), но и еще при жизни. Ибо если с нами бог, то можно жить даже в тюрьме (вспомним библейского Иосифа, который был оклеветан и незаконно посажен в тюрьму, но так понравился своим умом начальнику тюрьмы, что тот фактически ему эту тюрьму доверил);

«Иосиф же отведен был в Египет, и купил его… Египтянин Потифар, царедворец фараонов... И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего… И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною… Но он отказался… случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же… кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он… пришел ко

мне, чтобы лечь со мною, … И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. И пересказала ему те же слова… Когда господин его услышал слова жены своей… то воспылал гневом; и взял Иосифа… и отдал его в темницу…И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем». (Быт.39:1,2,7,8,11-22),

Художник: Ван Гог
Художник: Ван Гог

тогда как, если Бог откажется от нас – то имея как вроде бы самые лучшие материальные блага и богатства земные – можно разом все потерять и остаться больным и разбитым жизнью. Без надежды, заметим, на какое-либо возвращение, как случилось с Библейским

Иовом, потерявшим все, что у него было (множество детей, богатство, жену, друзей, положение в обществе, здоровье) и благодаря вере в Бога – получившим от Господа Бога даже больше чем было.

«Был человек… имя его Иов; …И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока… И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино

пили в доме первородного брата своего… И [вот], приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и

вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли;… сатана… поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его... И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери… После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода». (Иов.1:1-3,13-19; Иов.2:7; Иов.42:12-13,16).

Художник: Веласкес
Художник: Веласкес

Вообще, само по себе терпение невероятно важно для понимания, ибо человек, у которого есть терпение, становится властелином мира. Почему? Потому что он не уподобляет себя дьяволу, который пропагандирует несдержанность, агрессию, злость, и прочие пороки, именуемые грехами, и неминуемо приводящие к нарушению духовных законов, а значит и последующему наказанию господню.

Человек, который терпелив – это человек кроткий. А кроткий человек смирен в своих мыслях, желаниях, и поступках. А если он смирен (терпелив и кроток) значит, он ни в коем случае не причинит другому зла. А если он не причинит другому зла – значит, никто не станет гневаться на этого человека и испытывать к нему неприязнь.

— «Скажите, подсудимый испытывал личную неприязнь к потерпевшему?

— Дааа! Испытывал! Он мне сам сказал: «такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу…» (х/ф «Мимино»).

Художник: Босх
Художник: Босх

А если никто не гневается и не испытывает неприязни – значит не будет и вредить, не будет желать зла. А если нам не желают зла – ведь это благо для нас, разве не так? И с нами значит другие будут или в добрых отношениях или мы попросту не будем существовать в их жизни, не

общаясь с ними, и это уже хорошо, и то и другое хорошо, намного лучше если бы к нам кто-то испытывал неприязнь. Видите, какое значение имеет кротость и терпение! Потому что это от Бога. А все что от Бога – человеку от этого всегда только хорошо.

Кроме того терпение всегда появляется не просто так, а в ответ на какое-то раздражение оппонента. Или же терпение возникает, когда с человеком случается беда, и он терпит, должен терпеть, и не гневить, а благодарить Бога. И тогда ситуация разом меняется. Или человеку спускается благодать, или дух святой, который открывает глаза души

его и научает понимать, почему случилось, отчего произошло с ним то-то и то-то; и тогда человек понимает, что даже несчастье, случившееся с ним, это предостережение, ибо могло случиться не это несчастье, а другое, намного сильнее, и тогда страдания были бы сильнее и многократно умножились бы. Получается – почему же не потерпеть сейчас. Терпеливым подает Бог, ибо:

«….терпением вашим спасайте души ваши». (Лк.21:19).

Художник: Джузеппе Арчимбольдо
Художник: Джузеппе Арчимбольдо

Терпение – это смирение. Смирением своим перед Господом (потому что все, что происходит с нами – от Бога) несем свой посильный жизненный крест. Помня о том, что Господь Бог каждому из нас дает ровно столько испытаний, сколько каждый может вынести.

К тому же любое испытание – это еще и формирование характера человека через преодоление трудностей. Когда все хорошо – не чувствуется так радость бытия, тогда как на фоне перенесенных страданий яснее понимаешь, что все с тобой не то что не плохо, но и даже отлично. Ведь все познается в сравнении. А потому – терпеливо следует сносить все, что посылает нам Господь. Ибо ему виднее. Он создал наш мир, любой, даже самый гениальнейший мозг человека – всего лишь мозг человек, ограниченного в своем развитии, если сравнивать с Богом. А потому терпите – и воздастся Вам.

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36).

prof. Сергей Зелинский

Психотерапевт-психоаналитик, нейропсихолог, гипнолог, чемпион мира (США,1998), тренер-психолог 3-х чемпионов мира, тренер по Боксинг-Терапии (авторский метод Сергея Зелинского), боксу и единоборствам Бойцовского клуба Сергея Зелинского(Санкт-Петербург), преподаватель факультетов психологии, педагогики, ФиС 3-х вузов, автор 250 книг(психология, философия, религия, художественная проза и поэзия).

[1] Никодим (Шматько), иером. Пособие по предмету «Основы Православия» (Катехизис): авторское электронное учебное пособие

[2] Протопр. Александр Шмеман. Символ веры.

[3] Никодим (Шматько), иером. Пособие по предмету «Основы Православия» (Катехизис).

[4] Святит. Филарет Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Церкви. М. 2006.

[5] Там же.

[6] Царь Давид каялся перед Господом за то, что послал на явную смерть одного из своих военночальников, потому что воспылал блудной страстью к жене его.

[7] Сок растений.