Одной из форм подготовки новой интеллигенции было «выдвиженчество», когда наиболее активные и организованные представители рабочего класса и крестьянства в организованном порядке направлялись на работу в государственный, хозяйственный и профсоюзный аппарат в целях его укрепления и максимального приближения к массам.
"Выдвиженцы по разным причинам стремились попасть в категорию советских управленцев. Для одних решающими оказывались идеологические мотивы, для других — материальные или личные. Большинство работников направлялись на руководящие и ответственные должности, нередко выполняя в учреждениях и организациях не столько управленческие, сколько политические функции представителей власти. От их политических, профессиональных, нравственных качеств, общего культурного уровня и компетентности в значительной степени зависели ход и результаты политических, экономических и социальных преобразований в стране." (Новосельцева Т.И.)
Выдвиженчество породило ряд проблем, чему были посвящено заметное количество карикатур в советских изданиях. Иногда в выдвиженцы попадали представители "не тех" сословий, желающих "окопаться" поближе к власти. Иногда выдвиженцам не находилось достойного места и они оказывались не у дел.
Однако если вначале выдвиженчество развивалось исходя из политических целей и для подготовки руководящих кадров, то в годы реконструкции народного хозяйства, т.е. в 1930-е гг., выдвижение стало преследовать уже цель подготовки квалифицированных кадров.
Администрация учреждений и предприятий обязана была принимать все меры к повышению квалификации выдвиженца и к использованию на работе с учетом его индивидуальных способностей.
Весьма показательным в этом плане было решение Центрального комитета ВКП (б) от 20 октября 1930 г., постановившего «в целях сохранения кадров квалифицированных рабочих на производстве воспретить на ближайшие два года выдвижение рабочих от станка во всякого рода управленческие аппараты». Оставалось в силе их выдвижение только по линии производственной и профессиональной, сохраняя тем самым квалифицированного рабочего «у станка».
(по книге Г.С. Скачковой "Отношения в сфере найма труда в России: становление и развитие правового регулирования. М.: А-проджект, 2017)
Группа издательства А-проджект ВКонтакте
Читать по теме на нашем канале
Сталин — наша грозная память
СССР в 1930-е: индустриализация и паспорта колхозникам
Все права защищены. При использовании материала ссылка на первоисточник обязательна.