Такой простейший вопрос, с однозначным ответом,
который нам вбили голову еще в детстве.
Понятно, что лев - зверь весь из себя представительный.
Мышцы, грива, свой гарем – настоящий мужик, мечта поэта.
В известном голливудском мультфильме зверям даже особо выбора не дают – сразу представляют чадо короля-льва, как наследного владетеля "всех прерий и их окрестностей".
Но если задуматься?
Откуда в нашей, европейской, культуре такое представление?
Понятно, что в целом львов люди видели: зверинцы, гербы, игры на арене
с гладиаторами, давали представление о силе и могуществе зверя.
Но сам лев не водится в Европе уже несколько тысяч лет.
Как же он смог занять место во главе животного царства в культуре народов, которые крайне редко с ним сталкивались?
Ведь вокруг есть другие кандидаты на желанное место царя:
медведи, кабаны, волки в конце концов.
Идея "завоевания" Европы львом началось с Южной Европы (Италия Испания, Балканы)
До времен Крестовых походов на Ближнем Востоке (Израиль, Турция, Сирия, Ирак) львы, пусть и некрупные еще обитали и поэтому неудивительно, что они попали в Библию.
Восточные традиции способствовали восприятию льва как "первого среди диких зверей".
Победа героя над таким зверем становится незаурядным подвигом, достойным царского величия.
Львы постепенно "заселили" портики зданий, флаги, гербы.
В кельтской же Европе ничего подобного не происходило.
Хозяином животного мира считался медведь.
Про льва никто и слыхом не слыхивал.
В германской и славянской части Европы со львом были более знакомы благодаря культурным контактам с Востоком.
Но лев в лучшем случае делил славу с медведем.
В этом ему помогала роскошная грива, ведь длинная и пышная шевелюра считалась признаком силы и власти.
Как же лев сдвинул медведя с пьедестала?
Тут в дело вмешивается религия в лице католической церкви.
Культ медведя в Европе известен с палеолита.
Из-за внешней похожести на человека, способности ходить на задних лапах медведя наделяют человеческими характеристиками.
Медведь – волосатый зверь, в более широком смысле – "дикий человек".
И этот дикарь отнюдь не прочь вступить в тесную связь с человеком, особенно с женщиной.
Например, имя известного короля Артура означает "человек-медведь",
то есть человек, рожденный женщиной от медведя.
При этом медведь – настоящий хозяин леса, царь для обитающих в нем животных.
Конечно, такой похотливый и жестокий сородич человека не мог вызвать у церковников ничего, кроме ужаса.
И поэтому всюду, куда приходит церковь, она противопоставляет грязному и дикому животному более идеалистический образ льва.
Медведя сначала демонизировали, используя соответствующие места из Библии.
Его включили в бестиарий сатаны (вместе с кабаном).
Сам Дьявол принимал его образ, чтобы мучить грешников.
Создавалась обширная литература (в частности, жития святых) в которой медведя приручали и заставляли трудиться на человека.
А затем остался всего шаг до ярмарочных медведей, которые на цепи и в наморднике веселили почтенную публику.
И вот так, на рубеже XII-XIII веков медведь из царя превратился в шута.
А кто был его соперником и единственным претендентом на вакантный трон? Лев.
И с этого момента мы "на автомате" считаем именно его царем зверей.
За 800 лет в голову можно вбить не только это.