Аннотация: Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, осуществляющая комплексное воздействие на организм и воздействующая на отстающие навыки и качества организма. Однако теория общей физической подготовки еще недостаточно изучена, так как отдельно не разрабатывалась. В этом исследовании, для правильного понимания феномена общей физической подготовки, мы провели анализ литературных источников по истории физической культуры и составили краткий исторический обзор пути зарождения общей физической подготовки.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, история, физическая культура, спорт, образование
Авторы:
Портнов Алексей Олегович
Полуренко Кирилл Львович
Первые упоминания термина «общая физическая подготовка» звучат в предвоенный период сороковых годов, и актуализируется как фундамент для специализации в избранном виде спорта[1]. С 1946 г. в физической подготовке спортсменов выделяют общую и специальную физическую подготовку (далее по тексту - ОФП и СФП). Обсуждается вопрос о соотношении ОФП и СФП в одном занятии, на протяжении недели, года, и в многолетнем тренировочном процессе[5].
Однако уже в ближайшие годы, она перестает быть лишь достоянием спортивной тренировки, а становится частью образовательного процесса. Сразу же в послевоенный период общая физическая подготовка стала внедряться в школьное образование в виде основной формы внеклассной работы[1]. В вузах в 1951 г впервые вводится программа, ориентированная на более прочную связь между общей физической подготовкой студентов и повышением их спортивного и профессионального мастерства. Она предусматривала обязательный курс общей физической подготовки для студентов первого и второго годов обучения (2 часа в неделю) и предъявляла более высокие требования к физической подготовленности. А так же была установлена преемственность в физической подготовке между школьной и вузовскими программами[1,4]. Далее общая физическая подготовка внедряется в образовательный процесс профессиональных училищ, где наряду с прикладной подготовкой становится основой физической подготовленности студентов[4].
В течении 50 – 60 годов были выполнены крупные работы, раскрывавшие теоретические и методические аспекты всех основных сторон содержания спортивной тренировки – общей и специальной физической подготовки спортсмена. (Г.В. Васильев, Ю.В. Верхошанский, В.М. Дьячков, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, А.Ц. Пуни, П.А Рудик и др.)[2].
С 1959 по 1965 годы широкое распространение получили занятия ОФП в (группах здоровья) для лиц среднего и пожилого возраста. На предприятиях стали создаваться цеха здоровья. Они представляли собой объединение таких служб, как лечебно-профилактическая и физкультурно-спортивная. В цеха здоровья входили стадионы и Дома культуры, поликлиники и санатории, столовые, спортивные сооружения и др.[3].
В 70 годах Л.П. Матвеевым наряду с другими закономерностями спортивной тренировки, был выдвинут принцип единства общей и специальной физической подготовки[5].
Параллельно 1 Марта 1972 года было принято постановление «О внедрении нового Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (далее по тексту - ГТО), который состоял из шести ступеней и охватывал несколько возрастных групп от 7 до 60 лет. Подготовка к ГТО внедряется во внеурочные формы занятий в школы, профессиональные училища, ВУЗы[1], сливаясь тем самым с секциями общей физической подготовки, а нормативная база ГТО, становится целью этих занятий.
В 72 году А.А. Тер-Ованесян в своей диссертации делает вывод: что основой методики физического воспитания в средней школе остается, сочетание различных по сложности и характеру физических упражнений с целью выравнивания уровня общей физической подготовленности. В этой же диссертации он констатирует, что научные исследования и практический опыт показывают отсутствие прямой зависимости между степенью общей физической подготовленности и достигнутыми спортивными результатами у квалифицированных спортсменов[5].
Дальнейший период истории общей физической подготовки, как и истории массовой физической культуры 80-90х годов носит двоякий характер. С одной стороны предполагалось, расширение сети спортивных клубов по месту жительства, пересмотреть учебные программы, улучшить работу ДЮСШ, спортивно-оздоровительных лагерей, развивать олимпийские виды спорта, улучшить научно-исследовательскую работу. В рамках, которых однозначно нашла бы свое место общая физическая подготовка. С другой стороны решение этих и других задач сдерживалось застойными явлениями в экономической и социально-культурной сферах нашего общества[3].
В 1990-х гг. в школах разрабатываются новые программы физической культуры, где содержательная и нормативная часть уже не увязывается с комплексом ГТО как основой системы физического воспитания. Вводится базовый компонент, обязательный для выполнения на всей территории страны и вариативный, который определяется республиканскими и областными органами образования. В некоторых регионах секции общей физической подготовки вводились как вариативный компонент внеклассной работы[3].
Массовая физическая культура стала личной ответственностью самого человека, те кто имели какие-то знания и опыт по организации и проведению занятий в условиях тотальной разрухи, пытались поддержать свой уровень физической подготовленности и физического здоровья. В больших городах развивалась сеть групп, секций, клубов по общей физической подготовке. По инициативе людей стали регулярно проводиться соревнования по некультивируемым ранее видам, таким как стритбол, роликовый спорт, и др.
Позднее уже в 2000 годах, многие из этих групп станут новыми направлениям физической активности. Часть из них станут популярными в фитнес клубах. А часть так и останутся уличными форматами, такими как воркаут, паркур, стритбол и др. В таком уличном направлении как воркаут, даже станут проводиться соревнования, одной из номинаций в которых, будет в обязательном порядке включаться ОФП.
С начала 2000 годов началось возрождение физической культуры. Изменилась государственная политика, были приняты нормативные акты, позволившие заработать, системе физического воспитания. С 1999 г. начали разрабатываться федеральные программы «Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения». Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" регламентировал положения, на основании которых строятся современные подходы. В бюджете на 2011 г. расходы на физическую культуру и спорт впервые выделены в самостоятельный раздел.
В рамках осуществления задачи возврата в школу полноценного физического воспитания школьные уроки физической культуры я учебных заведениях начали возобновляться секции общей физической подготовки. Необходимость по организации секций общей физической подготовки на внеклассных занятиях в школах, актуализируется в программах В.И. Ляха и Л.П. Матвеева, которые соответствуют стандартам ФГОС 3 поколения и рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации.
В 2014 г. президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне», а с 2015 г. результаты сдачи норм ГТО стали учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Возрождение комплекса ГТО, стало однозначным подспорьем повышения физической подготовленности населения, обозначив ее четкие критерии.
Необходимо отметить, что в большинстве программ, по классическим и современным видам спорта, в разделе физической подготовки присутствует общая физическая подготовка. Разница просматривается лишь в их соотношении и наборе средств и методов общей физической подготовки. Это говорит о ее существенной роли в современной спортивной тренировке.
Анализ литературных источников и документов по теме исследования показал, что общая физическая подготовка, хотя и зарождалась в области спортивной тренировки, но достаточно быстро нашла свое место в других областях физической культуры (во всех видах образования, в профессионально-прикладной подготовке и лечебной физической культуре). Несмотря на тяжелый период 80 и 90 годов можно говорить о процессе повторного внедрения общей физической подготовки во все сферы физической культуры. Но для эффективного решения этой проблемы необходимо разработать понятную теоретико-методологическую основу, которая будет полноценно охватывать все вышеперечисленные области, в которых необходима общая физическая подготовка. Что станет предметом дальнейших исследований.
Список использованных источников
1. Кулинко Н. Ф. История и организация физической культуры : учебник. – М. : Просвещение, 1982. – 223 с.
2. Матвеев Л. П. Очерки по теории физической культуры: труды ученых соц. стран. // Физкультура и спорт, 1984. – 284 с.
3. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры: учебное пособие – Калининград : Юрайт, 2000. – 186 с.
4. Столбов В. В. История и организация физической культуры и спорта : учебное пособие - М. : Просвещение, 1982. - 286 с.
5. Тер-Ованесян А.А. Развитие научно-методических положений спортивной тренировки в советском союзе: автореф. дис. …доктора. пед. наук. : ЛГИФК – Львов., 1972. – 26 с.
Статья опубликована в сборнике ISBN 978-5-8028-0248-9 "Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы XXV Всероссийской научно практической конференции" 26 - 27 ноября 2021 года
#физическая культура #общая физическая подготовка #история физической культуры #офп #физическая активность #физические упражнения #физическая подготовка