Найти тему

Рецензия на мини-сериал «Чернобыль» от HBO

Кадр из мини-сериала "Чернобыль" от HBO
Кадр из мини-сериала "Чернобыль" от HBO

В 2019 американская телевизионная сеть HBO выпустила лучший сериал весны того же года, который сразу же откликнулся у зрителей и начал бить рекорды. Речь о мини-сериале «Чернобыль», который рассказывает последствиях аварии и их ликвидации на Чернобыльской АЭС. Авария произошла ещё 26 апреля 1986 года, но до сих пор не выходит у человечества из головы. Тогда реактор четвертого энергоблока оказался полностью уничтожен, а в воздух было выброшено невероятное количество радиоактивных веществ, убивавших миллионы жизней. Сюжет концентрируется на том, как эта ситуация повлияла на самых разных людей и в целом на СССР.

Конечно, было бы странно, если западный проект про СССР не вызвал бы внимания со стороны россиян. Кроме этого, и сами авторы высказывались про сериал вызывающе и многообещающе: «Мы наконец-то расскажем миру, как всё было на самом деле…». Но не менее странным многим показалось и то, что автор оригинальной идеи – Крэйг Мазин до этого занимался лишь комедиями по типу «Мальчишник в Вегасе». Но мини-сериал «Чернобыль» - далеко не комедия. У авторов получилось передать драму, трагедию и отнестись к идеи достаточно серьезно. Проект выделился на фоне «малого формата» именно подходом к повествованию. Мини-сериал представляет собой прежде всего художественную выдумку. Но авторы регулярно напоминают зрителю, держа его в постоянном напряжении, что все демонстрируемые ужасы происходили на самом деле.

Авторы проделали огромную работу, с головой погрузились в тонны документов, фотографий, отчетов, интервью и записей той эпохи, чтобы передать зрителю ужас трагедии, беспомощность людей, которым пришлось первыми столкнуться с исторической аварией, убившей миллионы людей. У них это и правда получилось, об этом свидетельствуют детали. Ситцевые платья в горошек, мебель, добытые раритетные автомобили, правдоподобный грим и еще тысячи деталей.

Но. Такое подробное изучение материала дало авторам не только правдоподобно рассказать зрителю о событиях, но и внедрить в грандиозный сюжетный механизм ряд несущественных на первый взгляд деталей. Нам раскрывают западный взгляд на одну из самых громких трагедий в современной истории человечества. Потому искажений хватает.
К примеру, самое яркое отличие на мой взгляд - сюжетная линия ученой Ульяны Хомюк. Это вымышленный персонаж, у него не существует реального прототипа. Девушка изображена отважной и настойчивой женщиной, готовой пойти наперекор приказам правительства ради высшего блага. Возможно из-за этого иногда она выглядит слишком идеализированной, в сравнении с другими контрастирующими героями.

"Чернобыль" отходит от уже ставшего классическим сюжетом о героизме вопреки… и показывает нам немного трагедию с другой стороны. Вот вам подвиг борцов с последствиями пожара: смотрите, восхищайтесь, скорбите, но не забывайте про изощренные немотивированные издевательства над этими же борцами со стороны начальства. А вот вам советский патриотизм - якобы по умолчанию означающий превозмогание смертоносных препятствий. По-моему мнению, такая подача тоже имеет место быть. Это подтверждение того, что авария в Чернобыле сделала из людей не только героев, но и обрекла их на болезни и муки…
Не смотря на все вышесказанное, мини-сериал не получил такое количество реакции и признания, если бы не показал коллективный портрет людей, оказавшихся в эпицентре катастрофы, в эпицентре самой истории. Было бы неправильно сосредотачивать внимание только на физиках, пытавшихся найти решение проблемы, или пожарных-ликвидаторов, которые погибли при тушении пожара в самые первые часы после аварии. Создатели расширили оптику, дали экранное время всем участникам событий – от шахтеров и жен пожарных до номенклатуры и Горбачева.

Совещание партий, смертельная миссия по включению насосов или любые другие сцены, все смотрятся одинаково напряженно, эмоционально и захватывающе. Мало того что три эпизода, отправленные российским журналистам на рецензирование, выбивают дух и не дают отдышаться, так они заряжают странным желанием выйти за пределы сериала и расширить свои знания о катастрофе из Википедии.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что немного вымысла в художественной драме просто неизбежно. Переосмысление не должно становиться инструментом промывки сознания и подталкивания аудитории к "правильным" выводам. По-моему мнению, авторы идеи не переборщили в домыслах. В каких-то случаях это было очевидно и заметно, в каких-то большинство зрителей приняло капельку вымысла, как должное и даже не заметило. Но в балансе, получился невероятно пронизывающий до глубины души проект, рассказывающий людям их историю с такой стороны, с какой её не показывал никто. Мини-сериал «Чернобыль» от HBO имеет место быть посреди документальных фильмов, статей в Википедии и научных книг.