Как современный школьник может полюбить чтение на долгие годы? Это самый частый вопрос который мне задают на педагогических консультациях.
Бывает так, что прослушав рекомендации родители машут руками и отвечают, что все, мол из перечисленного уже делали и не помогает.
Я сапожник с сапогами. Мои, уже взрослые дети, читают. Причем читают и классику, и современную литературу и читают с удовольствием.
Давайте разберемся спокойно и по шагам что же помогает, что не помогает при воспитании у ребенка любви к чтению художественной литературы и в дальнейшем литературы вообще.
Сразу отвечу, что по моему мнению, совершенно не влияет в каком возрасте ребенок начал читать. Сейчас очень популярно учить детей читать чуть ли не с трех лет. Я выскажу свое мнение об этом в другой статье. Но есть ли среди вас, мои уважаемые читатели, такие, чей ребенок рано научился сливать слоги, читать, а потом охладел к чтению? Уверена, что есть. Это не говорит о полезности или бесполезности обучения чтению в ранний период, об этом, повторюсь, в другой статье. Это говорит, что любовь к чтению литературы и увлечение чтением от этого совершенно не зависят.
А пока несколько вопросов к родителям:
- Есть ли в вашем доме книги? Бумажные книги, не только электронные.
- Любите ли вы читать? В настоящем времени. Я не спросила «Любили ли вы читать?»
- Читаете ли вы детям регулярно вслух? Насколько регулярно? Что именно читаете?
- В каком возрасте вы перестали читать ребенку вслух? По какой причине перестали?
Ребенок часто копирует поведение родителей. Слова: «я очень любил читать в твои годы», для дитяти пустой звук. С другой стороны, читающий родитель сам по себе не является гарантом того, что школьник полюбит чтение. Это наглядный пример, хороший пример, шаг в сторону увлечения чтением, особенно если авторитет взрослого велик, в сторону чтения, но не более.
Чтение вслух детям, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте – мощный стимулятор чтения школьником самому. Многие родители перестают читать ребенку с того момента как он научился читать. Мол, пусть тренируется сам побольше. Стоят над школьником чуть ли не с ремнем. В корне ошибочная позиция. Во-первых, чтение — это навык. И этому нужно учить. Учить осмысленному чтению, технике чтения, пониманию сложных слов… Овладение самим навыком продолжается первых четыре года обучения, а как показывают мои личные наблюдения у современных детей, в силу различных причин, этот период растягивается и на больший срок.
Во-вторых, можно использовать метод совместного чтения. Мама читает страничку, ребенок 1 абзац. Можно читать по ролям, где большая часть слов все же достается родителю. Можно девать прочитать ребенку самые эмоциональные фразы! Что может быть лучше совместного чтения с мамой или папой, с бабушкой, с дедушкой?! Дети это любят, детям это нравится. Но и в более взрослом возрасте можно и нужно читать детям. Например, классика очень сложна именно для самостоятельного чтения. Многие тексты детям по возрасту, но самостоятельно прочитать их сложно. Обилие незнакомых слов, иначе построенные предложения… Отвлекаясь на это ребенок теряет саму суть повествования. Ну возьмем, к примеру Куприна «Чудесный доктор». Читать трудно, слова не все понятны. Но какое чудесное описание рождественских витрин! Какая детальная картинка жилища бывшего управляющего! Да и сам рассказ учит состраданию и эмпатии. А этого нашим детям подчас не хватает. Читая этот рассказ вместе вы можете остановиться и объяснить ребенку какие-то жизненные моменты. Можете привести историю из современной жизни, можете высказать свое мнение. Это все ценно при совместном чтении. Это произведение, к примеру, можно читать детям с 10 и до… лет, в зависимости от психоэмоционального развития. Дети разные, ориентируйтесь только на своего ребенка.
Выбирая книги для чтения очень советую не ограничивать чтение «удобным набором». У некоторых родителей своеобразное представление о том, что нравится ребенку. Нравится это когда понятно и получается. Ну вот понравилась книжка про Шмяка и теперь ищем только подобное. Или перечитываем всего Гарри Поттера и ждем, когда появиться нечто подобное еще. Вы же не кормите ребенка только яблоками только потому что именно яблоки очень нравятся ребенку? Существует еще полезная еда, необходимая еда, что-то мы предлагаем ребенку просто попробовать. С чтением так же. Пример жесткий, но верный. Как сыну или дочке понравится поэзия если он, кроме школьных произведений и не слышал ничего? Как ему понравится классика если он ничего не понял из прочитанного, и никто не объяснил? Сейчас Пушкина очень модно ругать. Задаваться вопросом мол, а не пора ли гению на свалку истории, не заменить ли Сергеича современным автором? Оставлю размышление по этому вопросу моим читателям. Но вы слышали что-либо более точное чем «гений чистой красоты»? Вы понимание фразу «и жизнь, и слезы, и любовь»? И наши дети могут понять. И хотят. Надо только правильно им объяснить, прочитать стихотворение. Достать с полки томик стихов или сказок Пушкина. Почитать сказку на ночь. Сегодня освоить Гарри Поттера, а завтра почитать сказки Бажова. Все жизни важно, все нужно.
Хорошего вам чтения, мои дорогие! И пятерок по литературе вашим детям! А если честно, то не в пятерках счастье, а в навыке и любви к чтению.