Христианство, одна из основных мировых религий, возникло более 2 000 лет назад в Иудее. Это историческая религия, то есть основанная на вере в конкретные события, описанные в книгах, называемых Евангелиями. Эти четыре книги (точнее, четыре издания одной книги, греческое название которой буквально переводится как "благая весть" или "радостная весть") описывают рождение, жизнь, смерть и чудесное воскресение Иисуса Христа.
Канонические Евангелия:
Евангелие от Матфея
Евангелие от Марка
Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
По сути, весть о воскресении Христа является главной "благой вестью", той благой вестью, которую рассказывали первые христиане, так называемые апостолы, послы, отправленные Иисусом после его воскресения ко всем народам для крещения и обучения. Воскресение Христа является главным гарантом верности пути, по которому шел Иисус, целью которого является преодоление смерти и достижение особого блаженства, обычно называемого "жизнью грядущего века".
Воскресение Иисуса Христа (Главные источники, в которых описаны события, связанные с Воскресением Иисуса:
— Евангелие от Матфея. Главы 27, 28
— Евангелие от Марка. Главы 15, 16
— Евангелие от Луки. Глава 24)
Многие религии и философские школы учат, что смерть не является концом человеческого существования, но христианство уникально тем, что оно не просто говорит о бессмертии души, но и предполагает воскресение тела, что является революцией в философском сознании. Само по себе телесное воскресение не означает дальнейшего блаженства, потому что воскресение произойдет с каждым, но не все будут иметь право продолжать жить с Богом в Царстве Небесном. Туда они будут взяты лично Иисусом после Страшного суда. Цель Страшного суда вовсе не в том, чтобы наказать недостойных, а в том, чтобы разобраться с ними. В этом и заключается проблема этого мира, этого века, потому что люди не совершенны, они совершают много глупых, злых поступков, недостойных того Божественного образа, по которому они были созданы в начале творения.
Изгнание Адама и Евы из Рая.
Суть и этапы деградации человека образно описаны в первой книге Ветхого Завета, Книге Бытия, где Адам и Ева не только ослушались Бога, но и попытались переложить вину на другого, поэтому лишились прекрасной жизни в раю. Каин, сын Адама и Евы, из ревности убил собственного брата и снова солгал Богу: "Разве я сторож брату моему? -
Каин убивает Авеля. Питер Пауль Рубенс
Таким образом, он сделал вид, что не имеет к этому никакого отношения. Короче говоря, человечество катилось по наклонной, так что в какой-то момент Великий потоп даже заставил резко сократить человеческую популяцию.
Не желая принуждать людей к исправлению, поскольку человек был создан свободным, Бог постоянно посылал им подсказки. Но, ни послушание Авраама, ни законы, данные Моисею, ни основание Израильского царства, ни строительство храма в Иерусалиме не смогли радикально улучшить ситуацию. Израиль, народ, избранный Богом для исправления всего человечества, продолжал ошибаться, перенимал языческие религии и, в конце концов, подменил истинную праведность, то есть искреннюю любовь к Богу и стремление к совершенству, простой формальной системой ритуалов, которая в Новом Завете описывается термином "фарисейство". Пророки неустанно обличали Израиль, но в то же время призывали надеяться на пришествие истинного Царя, который установит всемирное правление избранного Божьего народа.
Это было трудное время для всех евреев, время, известное как "ожидание Мессии". Вокруг политических событий, происходивших в то время, было много религиозных чаяний еврейского народа. Дело в том, что религия, основанная на Пятикнижии Моисея, основателем которой в полном смысле слова можно назвать Авраама, учит, что в конце времен, когда евреи претерпят жестокое унижение от рук язычников, появится Мессия. Он спасет Израиль и восстановит его величие и могущество. Ожидание Мессии также во многом основывалось на Книге пророка Даниила, где указано, когда произойдет это событие: через семьдесят недель, или 490 лет, после восстановления разрушенного Иерусалима, которое произошло в середине пятого века до нашей эры при Артаксерксе I.
И вот в начале века, который мы считаем первым веком нашей эры, семьдесят седьмин истекли, и все со страхом и надеждой ожидали пришествия этого таинственного, мистического Царя. К этому времени от древнего Израиля сохранилось только одно колено Иуды и некоторые остатки других колен. Но Иудейское царство в это время было выражением Израиля, его чаяний, но в это время оно переживало тяжелые времена, приходило в упадок. Дело в том, что на троне Иудейской империи восседал царь Ирод, который был эдомитского происхождения, и после его смерти Иудея стала разделенной и подчиненной могущественной Римской империи. Трудно было найти менее подходящие обстоятельства для установления власти Израиля, но все иудеи ждали чуда и готовились к наступлению решающей битвы между добром и злом.
Для этого многие уходили в пустыню, люди массово собирались вокруг странствующих проповедников, учителей. Озабоченные официальные религиозные лидеры во главе с первосвященником и местные цари, подчинявшиеся Риму, пытались контролировать ситуацию, избавляясь от наиболее популярных народных лидеров. Одним из таких странствующих проповедников, очень популярным среди простого народа Израиля, был Иоанн Креститель. После казни Иоанн Креститель прошел почти незамеченным среди своих последователей, которые верили, что очищение от грехов и проступков, символизируемое крещением (омовением в реке Иордан), необходимо для восстановления могущества Израиля.
Галилея
Галилея была довольно отдаленной дикой областью Израиля: это была горная провинция, известная, прежде всего своими разбойниками. Но вскоре об Иисусе из Назарета заговорил весь Иерусалим. Его необыкновенные способности, особенно способность исцелять, привлекали все больше и больше людей, а его проповеди собирали тысячи слушателей. Когда Иисус приходил в Иерусалим на Пасху, вокруг него собирались толпы последователей.
Надо сказать, что проповеди Иисуса, согласно обычаю пророческих речей, были довольно трудны для понимания. Это были притчи, аллегорические истории, наполненные множеством уровней смысла и зашифрованные в таинственных кодах. Слушатели не все понимали в проповедях Иисуса. Тем не менее, основа нового учения, сформулированного в Нагорной проповеди, предельно ясна. По сути, это расширенный и усиленный вариант известных Моисеевых заповедей, где планка поставлена еще выше: не только не убивай, но и не гневайся; не только не прелюбодействуй, но даже не смотри на женщину с пристрастием; не только помогай людям, но делай это тайно; не только люби ближнего, но и чужого; не только друга, но и ненавистника. Оказывается, заповеди, принципы жизни, которые Иисус излагает своим последователям, очень трудно соблюдать.
И истинное счастье, настоящее счастье в христианстве - это вовсе не те, кому улыбается фортуна, а люди, которые совсем не счастливы в обычном обществе: бедные, скорбящие, кроткие, ищущие истину, милосердные и миротворцы
Тем временем слава Иисуса росла семимильными шагами, и накануне очередной Пасхи - дата которой до сих пор оспаривается: 30 или 33год - в то время, когда вся Иудея, молодые и старые, стекались в Иерусалим, Иисус снова заявил о себе. Сначала, в субботу за неделю до Пасхи, он, по слухам, воскресил Лазаря из Вифании, который умер за несколько дней до этого. В понедельник он устроил хаос на территории храма в Иерусалиме, избив торговцев, обосновавшихся там накануне праздника. В этот момент чаша терпения переполнилась, и в среду первосвященник решил отстранить опасного проповедника. Иисус был арестован в четверг вечером, предан Иудой, одним из своих учеников, и казнен в пятницу, за богохульство по иудейскому закону и подстрекательство к мятежу, а также за провозглашение себя царем по римскому закону. Пилат попытался предоставить право отпустить Иисуса самим иудеям, поскольку такова была традиция праздника Пасхи, но иудейский народ предпочел отпустить разбойника и кричал: "Распни, распни Его!". Таким образом, Иисус Христос, пришедший в Израиль как их Царь, был отвергнут Израилем, но удивительным образом Его учение было принято за пределами Иудеи, в эллинистическом мире.
Распространение христианства в IV веке
Проповедь Евангелия (благой вести о воскресении Христа на третий день после распятия) быстро распространилась по всему римскому Востоку, а затем и по Римской империи. И эллинистическая культура оказалась идеальной почвой для этого распространения.
По мере того как эллинизм развивался и распространялся за пределы греческого мира (а он распространялся на огромных территориях, от Гибралтара до Памира и Индии), греческий язык, греческий алфавит и увлечение литературой и книгами распространились по всей этой территории. Знаменитый вопрос Пилата к Христу "Что есть истина?" показывает нам именно такого человека древнего мира - высококультурного, но разочарованного в возможности постижения истинного знания, истины о мире. Именно этот вопрос оказался удивительно созвучным с проповедью Евангелия.
Евангелие, или "благая весть" по-гречески, - это то, что рассказывали апостолы о воскресении Христа и Его заповедях, путешествуя с проповедью по миру. А по сути, благая весть заключалась в том, что истина существует, что во многих религиозных школах и философских системах постулируемое бессмертие человеческой души - это не какая-то относительно далекая и абстрактная идея, а вполне доказанное и, более того, не только для души, но и для тела, простирающееся явление. Итак, воскресение Христа являет нам как историческое событие истину бессмертия человека, то, к чему стремились древние религии и философские школы, то есть обретение истинной жизни навеки, жизни, не подверженной несовершенствам, немощам и недостаткам этого мира. Но эта жизнь, жизнь грядущего века, согласно христианскому учению, требует большой внутренней работы.
Апостолы побывали не только в Греции и Риме, но и в Египте, Сирии, Армении, Грузии, Персии и Индии, и к третьему веку христианство стало, без преувеличения, одной из самых популярных религий во всей Ойкумене, как тогда называлась эта культурная область. Христианство сразу же подверглось насмешкам со стороны римского государства. Римляне мало интересовались традициями покоренных народов и проводили довольно толерантную религиозную политику, но христианские общины были больше похожи на социальные ассоциации, чем на религиозные союзы, и здесь раннее имперское законодательство было неумолимо. Христианство воспринималось как социально опасное явление, тем более что христиане тайно собирались по ночам в катакомбах среди гробниц. Самое главное, христиане отказывались почитать императора.
Культ императора лежал в основе римской государственной системы, и хотя они уважали все уровни власти, подчинялись гражданским законам и были хорошими гражданами, никакие пытки не могли заставить их поклоняться императору и приносить ему жертвы как некоему божественному гению. И надо сказать, что евреи, как представители древней религии, пользовались привилегией не совершать религиозного поклонения императору, но поскольку христиане не могли сослаться на древность своей традиции, римляне запретили им практиковать свое учение, запретили их поклонение и, более того, подвергли их гонениям.
Было две основные волны гонений. Первая - император Деций, строгий ригорист, бывший цензор, который поставил своей целью искоренить христианство и провел настоящую ревизию всего населения империи.
Император Деций
Все до единого должны были свидетельствовать о священных деяниях в честь императора; тех, кто отказывался, ждала смертная казнь. Таким образом, любезность императора предписывала всеми средствами щадить жизни римских граждан, что приводило к самым жестоким пыткам, поскольку христиан убеждали повиноваться главной императорской добродетели. Эффект от этих гонений был беспрецедентным: Христиане шли на смерть толпами, поражая упорством своих палачей и зрителей. Более того, сам Деций умер довольно плохо: во время одного из своих походов он просто утонул в дунайских болотах.
Валериан, продолжавший его дело, попал в плен, что было еще более унизительно для римского императора. Он стал первым императором, попавшим в плен живым к персам, и до конца своих дней служил шахиншаху, подсаживая его на лошадь.
Таким образом, гонения на христиан не вызвали явного удовольствия у богов-олимпийцев, Юпитер и Виктория не стали более благосклонны к римлянам. Отношение простого народа к христианам в корне изменилось, ведь все относились к перенесению пыток так же, как к поведению свидетелей в суде: если человек дает показания под пытками, значит, эти показания правдивы. Не случайно древних мучеников христианской веры называли "мартирос" - свидетели, по-гречески. И свидетельствовали они именно об истинности своей веры.
Период со времени пленения императора Валериана до следующего, и последнего великого гонения, начавшегося при Диоклетиане (вторая половина III века), можно назвать эпохой настоящего расцвета христианства. Гонения стихли, некоторые императоры даже поклонялись Христу, правда, не как Богу, а как мудрому философу, христианами становились купцы, ремесленники, ученые, юристы, военные и гражданские чиновники, христианство проникло в суды.
Император Диоклетиан
К началу IV века число христиан в империи стало настолько велико, а их положение в армии и правительстве, в элите общества оказалось настолько влиятельным, что соправитель Диоклетиана, император Галерий, убедил его начать гонения и "очистить" империю от этой "опасной заразы".
Диоклетиан усыновил Галерия, назначив его цезарем, и выдал за него замуж свою дочь Валерию. Как соправитель Галерий получил балканские провинции
Результатом стало жесточайшее массовое преследование, так называемое Великое гонение Диоклетиана, которое распространилось в основном на восточные провинции, но проникло и на запад. Погибли многие тысячи мучеников. Но гонениям был положен конец. Сам зачинщик гонений, Галерий, заболел гангреной и на смертном одре издал указ о разрешении христиан. Прямо так и записано: «Пусть будут христиане». И в 311 году, после трех веков нелегального существования на территории Римской империи, христианство наконец-то стало законной религией - religio licita. А уже через год преемник Галерия Флавия Валерия Константина (Август, которого мы знаем как императора Константина Великого) уже сам обратился в христианство и объявил полную религиозную свободу в империи своим эдиктом, опубликованным в 313 году в Медиолане.
Император Константин Великий
Что в условиях того времени означало одно. А именно победу христианского учения над римским государством, над языческими религиями, и это открывало новую эпоху в истории не только Римской империи, но и в истории всей европейской, а может быть, и мировой цивилизации, эпоху христианства.