В конце XIX века появились первые автомобили, но позволить их себе могли лишь единицы. Благо, в то время уже родился человек, который сделал «железного коня» доступным для большинства людей. И речь идет о Генри Форде. Об изобретателе, инноваторе и умелом промышленнике, что сам, лично, смог сделать огромный шаг в развитии капитализма. А ведь история этого великого человека началась на ферме, в мастерской с самыми простыми механизмами. Как выходец из окрестностей Детройта сумел достичь успеха мирового масштаба?
Друзья, с вами на связи Ольга Уфимцева, и я предлагаю вместе погрузиться в историю Генри Форда всего за 6 минут. Интересные факты и цитаты прилагаются ;) С мудрого изречения Форда мы как раз и начнем:
«Идеалист — это человек, который помогает другим людям процветать.»
С чего все начиналось
По всем канонам начнём с биографии героя, а именно – с детства. Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье фермера. Будучи старшим ребёнком в семье, он должен был унаследовать родительское хозяйство. Однако же Форд мечтал далеко не о простой фермерской жизни. Его интересовал немного другой вид деятельности: днями напролет юный Генри проводил в своей мастерской. Особенно много времени он уделял ремонту часов, подаренных на день рождение отцом. А через несколько лет во всей округе мальчика знали как часового мастера; и ведь не только знали, но и обращались.
Следующей важной вехой в жизни Форда стало знакомство с самоходной каретой. Пятнадцатилетний Генри был поражён настоящим техническим чудом; встреча с технической инновацией только разожгла тягу юноши к механизмам. Ближе к 16-летию Форд загорелся идеей обучения в ближайшем городе – Детройте. Однако он понимал, что это предложение не одобрит ни отец, ни мать. Все, что ему оставалось – это покинуть дом и самостоятельно начать обучение на машиниста.
Как Форд встретился с Эдисоном и прогорел за 1 год
Проработав три года машинистом, Генри переехал в Дирборн, где в течение нескольких лет обслуживал паровые двигатели. Одной из знаменательнейших дат для Форда стал 1887 год – тогда, на одном из конгрессов по электротехнике, он встретился с уже известным на тот момент Томасом Эдисоном. И возможность пообщаться с изобретателем «с большой буквы» Форд упустить не мог. Он рассказал Эдисону о собственных разработках, в том числе и о двигателе внутреннего сгорания.
– Продолжайте работу над вашей машиной. Если достигните цели, которую себе поставили, то я предсказываю вам большое будущее. – отозвался об идеях Форда знаменитый изобретатель.
Что ж, одобрение и мотивацию Форд получил, теперь осталось только реализовать свои задумки.
Через два года после посещения конгресса Генри устраивается в компанию «Edison Illuminating», впоследствии став главным инженером. С этого момент Форд все чаще стал засиживаться за чертежами своего двигателя; благо загруженность в компании и достойный оклад позволяли ему это делать. Зато впоследствии результаты разработок дали толчок к новому шагу – основанию собственной фирмы, которую Форд назвал «Detroit Automobile». Вначале все шло как по маслу – компания успешно продавала несколько моделей гоночных автомобилей, но спустя всего 1 год «Detroit Automobile» обанкротилась. Но неудачный проект только раззадорил предпринимателя на новый свершения: именно после этих событий Форд основал свою легендарную компанию по производству автомобилей под своим именем.
Начало становления великой компании «Ford»
Прошлый опыт, новые разработки и предпринимательский дух – все это соединилось в компании «Ford Motor», основанной предпринимателем при поддержке 12-ти бизнесменов. Обязанности вице-президента, а также главного инженера компании взял на себя именно Генри Форд.
Через месяц «Ford Motor» выпустила свой первый автомобиль, который успешно продавался – за 1,5 года выпуска компания своих владельцев нашли более 1 700 экземпляров Ford A 1903 года. Вот так выглядела эта модель:
Компания продолжала развиваться, однако в 1905 году произошло небольшое разногласие между руководителями и основателями. Форд был нацелен на политику выпуска дешевых автомобилей, в то время как многие его партнеры больше склонялись к производству дорогих моделей. Тогда Генри выкупил у бывших коллег большую часть акций, после чего стал президентом «Ford Motor». А после он сосредоточился на конвейерном производстве автомобилей.
«Почему-то все думают прежде всего о том, как сделать производство подешевле, а не как упростить сам товар. А начинать надо именно со второго.»
Что ж, стоит отдать предпринимателю должное, ведь его стратегия позволила компании занять огромную часть рынка. Подтверждает этот факт автомобиль модели «Т» или, как ее еще называли, «Жестянная Лиззи». Чем он отличался от многих других? А давайте даже составим небольшой список на этот счет; итак, автомобиль оказался:
– надежным и дешевым;
–простым в обслуживании;
–легким в управлении;
–способным проезжать даже по сельским дорогам.
Всего удалось продать порядка 15 млн таких автомобилей! Даже в наши дни этот результат входит в ТОП-10 самых массовых продаж всей истории автомобилестроения. Впечатляет, согласны?
Генри Форд не остановился на успешных продажах и поставил перед компанией новую задачу: снизить себестоимость производимых автомобилей. И решение нашлось в такой системе организации производства, как «конвейер». Придумано – сделано; в 1913 году в компании было налажено конвейерное производство. По легенде принцип первого конвейера Форда строился на основе конвейера по обработке туш на чикагских бойнях. Именно там туши перемещались между “станциями”, что позволяло мясникам отделять куски туш, не теряя времени на лишние перемещения. Форд же приспособил эту производственную систему под сборку мелких частей автомобилей и корпусов.
Опыт работы на заводе в Детроите помогал Форду чувствовать потребности и желания собственных рабочих. Так, в 1914 году он сделал рабочее место в компании желанным чуть ли не для всех механиков Детроита – порог минимальной заработной платы составил 5$ в день, что стало настоящим рекордом для США. Рабочий день также претерпел изменения – после них рабочие проводили на производстве 8 часов вместо 10.
Такая стратегия привела в чувства конкурентов – им пришлось также улучшать рабочие условия. Тем самым действия Форда улучшили благосостояние огромного количества рабочих на детройтских автомобильных заводах.
Форда можно описать как заботливого, но строго руководителя. Он делился частью прибыли компании с рабочими его заводов, но взамен Генри требовал от них образцового поведения. А если чуть точнее, то он требовал:
–убираться в доме;
–не злоупотреблять алкоголем и курением;
–не увлекаться азартными играми;
–не ссориться с членами своей семьи;
–безупречно работать в компании на протяжении 6 месяцев.
Для наблюдения за работниками Фордом даже был создан специальный социологический департамент. Его сотрудники без предупреждения забегали к рабочим «в гости» и проверяли, все ли правила соблюдены. Также ими практиковался опрос соседей, чтобы уж наверняка удостовериться в порядочности механика или инженера.
«Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения.»
Интересные факты о Форде
1)Кроме первого массового автомобиля Форд создал один из первых пассажирских самолетов - трехмоторный металлический моноплан Ford Trimotor, серийно выпускавшийся в 1927-1933 годах
2) 161 – именно столько патентов на свои изобретения получил Форд за всю свою жизнь
3)Во время Первой Мировой Войны затраты Генри на антивоенную пропаганду превысили 1 000 000$!
4) «Помни, что Бог создал человека без запасных частей» – такие слова были напечатаны на воротах многих предприятий великого изобретателя
5) Форда можно считать одним из богатейших и когда-либо живущих людей – при жизни его капитал оценивался в $180 млрд.!
«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.»
Заключение
За всю свою жизнь Генри Форд накопил ряд достижений, многие из которых скрылись под занавесом более весомых жизненных побед. Так, Генри Форд стал иконой капиталистического строя. Он написал 27 книг, в том числе «Моя жизнь», «Мои достижения», «Кодекс миллиардера». Образ Форда то и дело появляется в художественных произведениях и фильмах.
Но мало кто из нас помнит, что до финансового успеха Форд несколько раз объявлял себя банкротом и разорялся подчистую. Сейчас же этот человек представляется нам в образе богатого и успешного бизнесмена. Именно благодаря ему мы сейчас наблюдаем за огромной империей, которая уже больше ста лет производит автомобили “для людей”.