Около 5 утра на улице послышались голоса, мы встали, переупаковали рюкзаки и собрались двинуться в обратный путь. На Вершине были… Сербы! Мы подошли пожать их сильные руки и лишний раз восхититься их неторопливой настойчивости и крепости их…ну вы поняли. Эти люди шли весь день и всю ночь, мокли под дождём, только в 4 утра достигли Вершины(11 часов подъема), а спуск начали вместе с нами в 6 утра! Всё вокруг было затянуто плотным слоем облаков, видовая составляющая - 0. В тех местах, где между камней оставалась мокрая земля и глина было очень скользко, на спуске до Панагии мы несколько раз падали из-за скользящих камней и в целом этот участок спускались очень медленно. В 6.50 спустился я, через 10 минут Рома, еще через 10 минут, Кирилл, который общался с Сербскими паломниками и начал спуск чуть позже. В 7.15, оставив в Панагии пенки, мысленно поблагодарив их хозяев и договорившись спускаться немного быстрее, двинулись в путь. В 8.15 мы были на Перекрестке и, наконец, смогли напиться и пополнить запасы питьевой воды. Из дупла одного из деревьев выпрыгнул уже знакомый Кот и, поев немного хлеба, начал тереться об ноги.
Дождь его нисколько не смущал, как, впрочем, и нас. В 9.30 утра мы зашли в гостеприимные ворота монастыря Святой Анны. Немного передохнули и составили дальнейший план действий. От пристани святой Анны в районе 14 часов был паром в сторону Дафни, а нам всем нужно было в Дафни для дальнейших перемещений. Решили идти пешком в монастырь Святого Павла (там хранятся Дары Волхвов. Понимаете. Настоящие! Дары Волхвов!), там садиться на паром в сторону Святой Анны, и с разворотом двигать в Дафни. Такой финт был обусловлен тем, что на обратном пути из Святой Анны паром не останавливается на пристанях монастырей, поэтому пришлось спланировать маршрут «против шерсти».
Тут вообще стоит отметить греческую «доступность» к расписаниям и билетам дорожной инфраструктуры. Лучше всего это иллюстрирует вот эта фотография:
Слова, как понимаете, тут лишние)) На сайтах иногда есть расписания, но нет возможности купить билеты и наоборот. Это касается не только Афона, там это норма, но и остальной Греции. Полная «благость» одним словом.
За час с небольшим мы прошли путь из Святой Анны в монастырь Святого Павла, по дороге нас застал хороший такой дождик. Монастырь видом своим больше походил на суровую и неприступную крепость. Насквозь мокрые мы вошли в ворота монастыря.
В комнате для ожидания мы нашли кучу народа. Все они жаждали получить допуск к Дарам Волхвов. Видно было, что они ждали Архиндаричного, у которого был доступ к Святыням, давно и безнадежно… Мы поговорили с несколькими батюшками, но все по итогу отправляли нас туда же. В комнату ожидания, в смысле. До парома оставалось меньше часа, до пристани можно было доехать на монастырском автобусе совершенно бесплатно, до автобуса тоже оставалось минут 20. Ну что ж, не может же вечно нам сопутствовать удача, решили мы. А нет, может. Ребята пошли налить себе кофе в автомате (тоже, кстати, бесплатное), а я на улице увидел молодого парня в сопровождении батюшки с огромным ключом. Я окрикнул ребят и мы рванули за ним! Так как мы были на улице, остальные ожидающие даже не видели происходящего, позвать их у нас не было никакой возможности… Рома перекинулся парой фраз с парнем, сопровождавшим святого отца. Выяснилось, что этот парень слышал наш разговор о том, что мы пешком пришли сегодня сюда с Вершины, для того чтобы поклониться Святыням и скоро уезжаем! Побежал за Хранителем и привел его, а мы как раз были на улице внизу. Очередное приятное совпадение). Мы поклонились Святыням и с легким сердцем и другими внутренними органами, с приподнятым настроением поспешили к парому! Спустились на автобусе к причалу, зашли на паром, поплыли в сторону Святой Анны. Угадайте, кто сел на паром в Святой Анне? Крутые Сербы! Мы встретились с ними на верхней палубе, потому что в момент посадки мы переодевались в сухое в туалете парома. А еще оказалось, что на этом же пароме едут дядя и брат Ромы! На пристани мы помогли выгрузить им коробки и наш «бееееелый теплоход», развернувшись, заспешил в порт Уранополиса, по дороге выгружая в рандомных пунктах таких как мы. В Дафни очень тепло распрощавшись с нашим Афонским Братом Ромой и Лютыми Сербами мы успели на маршрутку в Карьес. В нашем плане на сегодня еще было посещение Скита Андрея Первозванного и Иверского монастыря. Часы показывали 33 км. пройденного пути. От Карье до Скита было 15 минут хода пешком, до Иверона около 2-х часов. Решили покушать в таверне и пойти в Скит, а оттуда уже в Иверон. Мусака в таверне была размером с подушку Еле утрамбовав в себя эту вкусность, отправились в Скит. Ранее нас предупредили, что в этом Ските маловероятно мы будем приняты радушно, а про ночевку и говорить не стоит. Скит внешне оказался даже бОльшим, чем некоторые монастыри. Храм при Ските оказался самым большим на Афоне, а раньше был самым большим на Балканах.
Через местных паломников мы узнали, что доступ к Святыням будет после службы, которая будет после трапезы, которая будет через час… С нашим графиком это никак не вязалось и мы поковыляли (ножки уже нормально так побаливали) к выходу, чтобы выдвинуться в Иверон и попытать счастья на следующий день. И тут неожиданно к нам подошёл монах и на русском языке спросил, куда мы идем, и где будем ночевать, а когда мы рассказали свой план, предложил остаться на ночь у них. Мы немного удивились, вспоминая рассказы о гостеприимстве, вежливо отказались и пошли к выходу. На самом выходе к нам подошел послушник, поинтересовался, почему мы хромаем, где были, куда двигаемся и достаточно настойчиво и аргументировано посоветовал нам остаться. И мы не стали сопротивляться провидению… Нас разместили в трехместной комнате 3 на 3 метра, где помещались 3 кровати. Что еще нужно усталому пилигриму?
Теплые стены, чистая постель и душ, которого в ските не было. Послушник сказал, что у них аскетичный скит и монахи не моются. И вообще, грязь и пыль на нас, пришедших с горы Афон, Святая. И нечего это всё смывать. Мы сказали – ок. И сполоснулись в раковине, в туалетной комнате. Большим вопросом для нас стало установленное в туалетной комнате биде. В наших головах биде и аскетичный скит никак не складывались вместе. Хотя пот и грязь это одно, ну а биде - совсем другое) Кирилл ещё предположил, что в нем удобно мыть ноги. В общем, мы привели, как смогли себя в порядок и с мыслями о высоких материях отправились на ужин.
Трапеза проходила в величественной атмосфере с соблюдением обряда чтения молитвы и больше походила на «церемонию приема пищи», чем на «ужин». Еды было много, она была вкусная и достаточно разнообразная. Рыба, фрукты, вино, сладости, овощи, сыр. После трапезы, уже в другом храме, а их на территории скита было несколько, состоялась служба. Многие Батюшки не скрывали скуки, зевали и клевали носом… а у многих, наоборот, был живой интерес в глазах и поведении. Но никто никому и слова не сказал по этому поводу. Чудеса. Таких служб в храмах я еще никогда не видел. После службы открыли доступ к святыням, и мы побывали внутри самого огромного храма на Афоне. Если бы у меня была на голове шапка, она бы непременно упала. Храм поразил своей красотой и величием. После посещения храма, перед сном, мы немного побеседовали с нашим однокелейником Джорджем, который спал на оставшейся койке в комнате-келье. Он помогал в храме по хозяйству. При этом Джордж не очень лестно отзывался о свой стране и показался нам глубоко уставшим, морально приболевшим человеком. О своих выводах я рассказал послушнику на следующий день, и он подтвердил, что наш сосед морально не очень здоров, но с ним беседуют и поддерживают его. В эту ночь мы спали отлично, ноги отдыхали, вскрытые мозоли заживали и, вообще, в походных условиях как нигде, начинаешь ценить простые вещи).
День прошлый...
День грядущий...