Найти тему
Наследие предков

Хутар Криничный. "Станичные были". Казачий поэт и писарь Юрий Борисович Жуков .

Рисунок Усачёва. Гундоровка начала 20-го века.
Рисунок Усачёва. Гундоровка начала 20-го века.

Школа была в хутаре Криничный - энта в 3-х км. ат усадьбы Зыковых. Криничный зачиналси в 500 м. ат Амелькина и тинулси павдоль речки на нескалька км. Тама, иде речка загибалась у падкову была аграменная ливада. Стаяли дулины у 2 - 3 абхвата - дюже старые, не ражали. Чей энта был сад - нихто не микитил. Но вон вже адичал. Зарасли терника, вишника, паляны иде шкаляры резвились.

А на краю ливады стаяла здания школы. Не дюже давно её сгандабили - стены пабелиные, фундамент чёрный ат смалы. Павдоль футбольнава поля стаяли два ряда пирамидальных раин - стройные как свечки. Аллейки, дарожки, цветочные клумбы. Дитей приучали к труду - капали, сажали, паливали, падмитали. В тарце к школе был пристроен спортзал.

Метрах 200-х навзвалок стаяла старая школа. Ишо да ривалюции её сгандабили. Энта была церковна - прихадская школа. Как и усе курени тады , школа была деревянная. Но не такая как в центральнай России ( с брёвен ). Казаки ставили стойки, прамеж них толстые плашки ( верба, раина , чи дуб ), на плашки присандоривали дранку и абмазывали турлуком - навоз конский, чи глина с саломай ( паловай ).

Такие курини кадысь падмазывали конским навозам и падбеливали. Кады ишо новай школы не было' - радитили хадили у старую 4 класса, апасля ишли у Гранковскую десятилетку. А да ривалюции школа у станице звалась гимназией. У энтай церковна - прихадской школи училси знаменитый белый генерал Застрельщиков. Бабушка самаво генерала не видела, а брата иво знала.

Кадысь, ишо кады издеся жили казаки, х. Криничный насчитывал 93 двара. Была атаманская правления. Нибось амелькинцы и абакумавцы туды хадили на сабрания ( круги ), решали усем мирам насущные вапросы.

Здраствуй школа!

Гундоровская школа №1 имени Гриши Акулова
Гундоровская школа №1 имени Гриши Акулова

29 августа был общий сбор школьникав. Петя впервые ишол у школу. С ним ишол иво любимый дидуня Зыков Иван Федрович. Хучь и в возрасте дедушка, а красавец. 180 рост, широкий в кости - донской казак. Дажить вазрасная сутуласть иво не портила. Петя любил и гардилси дидуней. Шлях у школу ишол павдоль хутару. За Амелькиным зачиналась пашаничная поля. А па полю трапа. Ани пашли па полю пашаницы.

Папиреди Иван Федрович, а за ним телёпкалси Петя. Энта трошки дальше чем па шляху. Нибось дидуня успомнил сваю хлебаробную моладасть. Микитра Пети едва выглидала с пашаницы. Ну вот и школа. Перваклашки пришли с радитилями, астальные школьники сами. Петя стаял в талпе незнакомых иму перваклашек , таких же как и сам - счастливых, слегка напуганных , но гордых сваей принадлежнастью к шкалярскаму обществу.

Кажный перваклашка стаял держась за руку с радитилем. В ихнем классе была 18 пацанов и 10 девак. Сиредь дивчушек Петя увидал адну - самую красивую, энта была Поля Сычёва. Поля брюнетка, слегка смуглая кожа, красивые темна - карие глаза, нибальшой прямой носик. Петя насилу атарвал зеньки ат Поли. Девачки были в каричнивых платьях и белых фартуках. А мальчики в серых шкалярских кастюмах и хуражках.

Тута вон увидал Кольку Метёлкина - саседа через три двара. Колька был с атцом, а Поля с матерью. Класс сгуртавали и стали завадить у школу, а слидо'м радитили. Тута случилси инцыдент. Петя сталкнулси у двирях с Сашкай Марьиным. Он хател прайтить первым и Сашка тожить, нихто ни жилал уважить. Ани стали пихать друг - друга, но да драки дела не дашла - учительница их распихала.

Не Бог весть как , но расцабэкались у класси вместе с радитилями. Парты маханькие, для перваклашек, выкрашенные в зелёный цвет. Учитильница чиво й та гутарила. Радитили кивали кумганами с вумным видам. А бельтюки Пети касились у сторану Поли. Хучь вон живеть на свете вже семь с палавинай гадков, но такова в иво жизни ишо ни разу не было'. Шо за наваждения. Ну девка , как девка, иво саседские дивчёнки не хуже.

Поля аказалась , тожить , с Амелькина. Тольки жила ана вничале вулицы - 2-й дом. Назад ишли вшестером - атец Кольки Метёлкина, мать Поли Сычевой, дидуня Пети , и трое мальцов - Петя , Коля и Поля плуганились иззади. Взрослые аживленна гутарили, а шкаляры ишли молча, тольки изредка переглидались.

Поля ишла прамеж Пети и Коли. И два пацана касились на неё зеньками. Первыми пришли Сычевы, затем Метёлкины, апасля ани с дедушкай. Прибегла Зина Вострикова стала дапытывать как да чиво. Школа иму панравилась. Жаль шо Зина старше и ни в иво классе. А то б сидели за адной партай у класси.

Прадалжения следуить. Названия и хвамилии выдуманы.
Казачий писарь и поэт Юрий Борисович Жуков

Казачий писарь и поэт Юрий Борисович Жуков с родичами и друзьями.
Казачий писарь и поэт Юрий Борисович Жуков с родичами и друзьями.

Благодарю за внимание! Делитесь своим мнением в комментариях!
Если понравилось, приглашаю подписаться на канал Наследие предков