Вы думаете, фейковые новости и сногсшибательные открытия из цикла «от нас это скрывали» — это изобретения нашего лихого столетия? Как бы не так! Об одном таком забавном фейке свидетельствует Николай Гоголь в своей пронзительной повести «Записки сумасшедшего».
О том, что Гоголю свойственно было мыслить целыми глобальными идеями и соединять свои повести в многоступенчатые циклы с особым сквозным сюжетом, исследователи заметили давно. В частности, повести петербургского цикла наполнены перекликающимися образами.
Если в повести «Невский проспект» один из героев бедный художник, то дальше найдем мы повесть «Портрет» — об истинном предназначении художника. Если в повести «Невский проспект» писатель заставил изящной метонимией жителей столицы талиями, бакенбардами, рукавами и прочими статусными деталями, то мы уже готовы к тому, что в повести «Нос» эта метонимия оживет во плоти и нос начнет разгуливать по городу в мундире высокопоставленного лица. А потом вдруг явится в повести «Записки сумасшедшего» в бреду безумного Поприщина о Луне, на которой живут носы.
Но почему Луна? Откуда взялась Луна в сознании чиновника, который и изначально был не особенно умен? Не стоит сваливать все на безумие. Как отмечают психиатры, любой безумный бред построен на жесткой логике, он вовсе не случаен. А наш Поприщин — человек грамотный, читает «Северную пчелу» — занятную газетенку, издаваемую знаменитым Фаддем Булгариным, где реальные факты перемежаются с самыми нелепыми фантазиями.
Читать полностью http://olgaveiga.ru/feik_vremen_gogolya/