Совместный пир князя и дружины – древний языческий обряд, идущий от времён родового строя, символизирующий единство вождя и воинов, а общая чара (и не случайно она именовалась братиной!) скрепляла это единство: преломивший твой хлеб и испивший твоего вина не мог предать! Пир был не пьянством, а ритуалом – это некий очень важный общественный акт, утверждающий тесную связь всех присутствующих на этом пиру, и такие пиры знала не только верхушка общества – крестьянский мир, вервь, община, соседи несколько раз в году пировали на особых братчинах, к которым «готовились заранее, варили пиво, ставили мёд, готовили снедь, причём всё это делалось всем миром, сообща, посильно для каждой семьи».
Сам уклад жизни Древней Руси, ориентированный на патриархальные социальные и нравственные ценности, сдерживал распространение пьянства, несмотря на известное обилие спиртных напитков: квас твореный, пиво, мед, привозное вино виноградное, а с ХІV в. – водка, больше известная на Руси как «зелено вино».
А вот Западная Европа, вступая в эпоху, определяемую как Предвозрождение, видит в вине возможность раскрепоститься, отринуть все каноны, сковывающие душу и тело. Вот бродячие студенты-ваганты славят вино:
Пьют монахиня и шлюха,
Пьет столетняя старуха,
Пьет столетний старый дед, -
Словом, пьет весь белый свет!
Бокаччо, Рабле и Чосер ласково улыбались, повествуя о пьяных похождениях своих героев. Дворяне кутежами хвастались, способность пропить состояние, поместье восхищала (всё это придёт в Россию гораздо позже, вместе с Просвещением).
После одного из пиров, закончившегося на следующий день поражением в битве, Василий ІІ Тёмный всерьёз начал бороться с мёдом и пивом, а также с их любителями, а его сын Иван ІІІ вообще запретил спиртное: если готовилась свадьба, крестины, поминки, глава семьи обращался к воеводе, платил определенную пошлину, и ему дозволялось наварить пива или меда. В иных случаях употребление спиртного возбранялось. Человека, появившегося в общественном месте пьяным, протрезвляли батогами. А подпольное изготовление и продажа спиртного влекли конфискацию имущества и тюремное заключение.
Этот закон, насильственно вводящий трезвость в целой стране, существовал более ста пятидесяти лет и отменён был только Борисом Годуновым. Он был «западником», охотно приглашал на русскую службу иностранцев, вёл переговоры об открытии университета, отправил дворянских недорослей учиться в Англию. А внутри страны закрепостил крестьян, взвинтил налоги. Но придумал для народа и отдушину – открыл «царевы кабаки». Это позволяло спустить пар недовольства и выжать дополнительные прибыли, вино получило статус казенной монополии.
В «смутное время» вину было раздолье, но Алексей Михайлович приказал вынести кабаки за пределы городов, «в поле». Просто так, проходя мимо, в заведение не заглянешь. Ночью городские ворота закрыты, в кабак не пойдешь.
Изменения в восприятии «хмельного зелья» начинаются с Петра І. Нет, он вовсе не призывал к всеобщему пьянству, но «Бахусовы потехи» начали восприниматься как достойное и солидное времяпрепровождение. На застолья с обильными возлияниями – ассамблеи – было велено привлекать женщин. Начали строиться винокуренные заводы, резко расширялась сеть кабаков и прочих питейных заведений. Только стоит учитывать, что традиция эта была отнюдь не русской, а «кукуйской», западной, принесенной в нашу страну вместе с бритьем бород, переодеванием в кургузые немецкие кафтанчики и парики.
И всё-таки даже тогда, когда спиртное стало доступно, Россия пила более умеренно, чем западные соседи. Существовал могучий сдерживающий фактор: отношение к пьянству общества. Крестьянский мир, община в ХVІІ – ХІХ вв. не позволяли окончательно опуститься, купеческая среда осуждала безоглядную гульбу.
Настоящей катастрофой для населения была установленная Екатериной ІІ система так называемых откупов вместо государственной торговой монополии на алкоголь. Откупщик стремился получить максимальную прибыль с территории, данной ему в откуп – он платил государству фиксированную сумму, а всё остальное шло ему, поэтому «кабак, как ядовитый цветок, распустился на улице», – писал знаменитый адвокат А.Ф. Кони, и добавлял: «Пьянство приходит в народ тогда, когда продажа алкоголя сделалась важной статьёй государственного дохода».