Еще 31.12.2021-01.01.2022 года ничего не предвещало изменений в жизни миллионов людей. Уже 2 января в ответ на повышение цен на сжиженный газ в 2 раза, в Мангыстау начались митинги. Тогда я особо не придал этому значения и не следил за ситуацией. 3-4 января митинги начали проходить во многих городах Казакстана.Но я по прежнему не придавал особого значения этим митингам. Думал, помитингуют и все закончится спокойно. А стоило бы…
5 января 2022 года я начал жалеть, что не обратил внимания на предшествующие события. В этот день ввели режим ЧП. К 17:00 отключили интернет и…все!!! Как раз в это время мне нужно было ехать на вокзал, но это оказалось не так просто сделать. По привычке захожу в приложения такси, но из-за отключения инета приложения не работают! Приложения банков также не работали, банкомат внизу дома не выдавал деньги. Хорошо, что в портмоне имелась кое-какая наличность и я решил ловить такси на дороге. Как же я отвык от этого. Только четвертый водитель согласился ехать на вокзал. По пути водитель жаловался на неработающий навигатор, и то что он сейчас не знает по какой дороге лучше ехать. Дорога до вокзала заняла на 15 минут больше обычного. Как же нас всех Каспи приучил к безналу и найти сдачу 500 теңге оказалось проблематичным для водителя, но все-таки я получил свою сдачу.
На следующий день в моем провинциальном городе также не работал инет, банкоматы работали только в некоторых местах. По всей стране люди кинулись снимать деньги с банковских карт. Но банки заблокировали возможность снятия средств. Каспи полностью заблокировали, Халык можно было обналичить только в некоторых местах. Банковские приложения не работали, поэтому и переводы были заблокированы. Запомните, в моменты ЧП, крупных митингов и т.д. банки будут препятствовать снятию средств со счетов. Так как одновременный массовый вывод средств со счетов грозит обвалом банковской системы.
В последнее время я преимущественно пользовался звонками через What's app и Telegram, так как это очень выгодно. И выбирая себе тариф мобильного оператора, я сделал выбор в пользу безлимитного интернета, а не в пользу большего количества минут на звонки. И как раз в это время у меня закончились минуты на звонки. What's app и Telegram не работают, минут на звонки нету. Я остался без связи. И я решил купить дополнительный пакет минут. Но как оплатить? Ведь мобильные приложения банков не работают. И оо чудо, я обратил внимание на платежный терминал, стоящий на первом этаже нашей конторы. "Вот твой час настал" - подумал я. Закинув 3000 теңге и оплатив 120 теңге комиссии, я ждал пополнения баланса. Но .. приняв деньги, терминал выдал надпись "платеж поступит после подключения к интернету" . Как вы поняли, баланс так и не пришел. Я сразу вспомнил о том что, когда-то очень давно я закидывал баланс через банкомат. Заплатив комиссию 60 тенге, я вновь стал на связи. А платеж с терминала пришел только через неделю! "Ехх..желтый терминал, значит не зря я проходил мимо, не обращая внимания на тебя!". Проблема с коммуникацией стала сильно заметна. И в это время как никогда помогал городской телефон. Да тот самый телефон, которым сейчас многие пренебрегают. Как же мы с любимой были рады, что у нас есть проводная связь. Именно благодаря этому телефону, находясь в разных городах, мы поддерживали связь друг с другом. И могли признаваться друг другу в любви и поддерживать друг друга в это время.
Помимо всего этого я хотел сделать заказ подарка для любимой. Но без интернета перестали работать интернет магазины. Ставшие обычными для нас инстаграм-магазины лишились возможности продавать свои товары и услуги, тем самым лишились своих доходов.
Обычная жизнь изменилась. Все встало. Это стало трагедией, так как большинство людей подсели на оплаты через переводы, QR и картой. Спасибо Kaspi.kz кэш-бэки за удобство! Люди в один момент остались без возможности купить продукты питания, лекарства, оплатить такси и т.д. Хоть со временем банки и наладили работу приложений, но некоторые магазины, по началу, отказывались принимать переводы, боясь обрушения банков.
Я в это время я понял, на сколько сильно мы стали интернет зависимыми. И это только малая часть изменений. Обо всех изменениях можно написать целую книгу.
Так чему же нас должны научить события января 2022 года:
1. Имейте наличку. Всегда имейте в доступном для вас месте наличные средства. При этом следует иметь наличку как в резервных валютах, так и в местной.
Даже несмотря на агрессивную пропаганду перехода на безнал, имейте всегда в доступном месте наличку в местной валюте, чтобы вы могли их потратить на необходимые нужды в подобных ситуациях;
2. Диверсифицируйте источники своих доходов. С отключением интернета, многие предприниматели продвигающие свои товары и услуги через интернет, соцсети остались без работы. Инстаграм-магазины, сайты магазинов, таксисты Яндекса , DI-DI, Индрайвер, доставщики еды и другие все остались без работы на неопределенное время. Поэтому имейте и другие источники доходов;
3. Имейте диверсифицированную финансовую подушку. Иметь финансовую подушку необходимо всегда. Именно фин подушка помогла мне в первые дни ЧП, когда срочно нужна была наличка.
Как формировать финансовую подушку расскажу в следующих статьях;
4. Имейте дома проводной телефон;
5. Желательно имейте на балансе сотового оператора средства.
6. Не пользуйтесь терминалами оплаты во время отключения интернета.
7. Учитесь ориентироваться без различных интернет-карт. Мы так подсели на 2ГИС, навигаторы яндекса и Гугл, что и шагу не можем ступить без них. Запоминайте местонахождение необходимых объектов, а также коммуницируйте с людьми ,спрашивайте у них где находятся, интересующие вас объекты и как туда добраться.
8. Сохраняйте спокойствие. Не поддавайтесь панике. Именно спокойствие может уберечь вас от необдуманных поступков и трат.
P/s: любите и берегите родных. И читайте мои статьи)))
#финансовая грамотность #финансы и бизнес #митинги #деньги #экономия #личные финансы