82 г. до н.э. Римская Республика
Наведя порядок в Риме (см. «Сулла вступает в Рим»), Луций Корнелий Сулла выступил к Клузию, где действовали отряды консула Гая Карбона.
У реки Глания всадников Суллы атаковала кавалерия кельтиберов, присланная консулов из Испании. Кавалерийская стычка закончилась тем, что 50 кельтиберов пали, 270 перешли на сторону Суллы, а остальных, бежавших в лагерь консула, Карбон приказал перебить, как трусов и потенциальных предателей.
У Сатурния Сулла нанес поражение еще одному отряду марианцев, а его легат Метелл, действуя в окрестностях Равенны, занял район Урии, где было собрано много продовольствия необходимого для продолжения военных действий.
В те же дни сторонники Суллы открыли ночью ворота Неаполя и впустили в город отряды сулланцев. К утру Неаполь был в руках у сулланцев – местных марианцев перебили.
У Клузия легионы Суллы столкнулись в ожесточенном сражении с легионами Карбона. Сражение шло с рассвета и до позднего вечера. Когда стемнело, обе стороны разошлись по своим лагерям.
И если сражение у Клузия не принесло победы ни одной из сторон, то на Сполетской равнине объединенные войска Гнея Помпея и Марка Красса, двух легатов Суллы, нанесли серьезное поражение Карине, легату консулов, и осадили того в его же лагере. В этом сражении Карина потерял более трех тысяч своих воинов.
Карбон, узнав об осаде лагеря Карины, двинул в помощь Карине войска, но они попали в засаду, устроенную Суллой, потеряли более двух тысяч воинов и бесславно возвратились обратно к Карбону.
А вскоре пришла весть, что Карина вышел из окружения, воспользовавшись ночной темнотой и сильным ливнем, длившимся всю ночь. Помпей и Красс зевнули этот маневр Карины, однако вскоре сумели взять реванш.
Узнав, что Карбон отправил своего легата Марция с восемью легионами в помощь Гаю Марию, осажденному в Пренесте, Гней Помпей устроил засаду в горном проходе, который вел к Пренесте.
Марций угодил в эту засаду и вынужден был бежать, неся большие потери.
Когда Марций оторвался от преследователей, его легионы взбунтовались. Они обвинили своего полководца в халатности, из-за которой они попали в засаду врага. После чего один легион ушел в город Аримин, а прочие разошлись по домам. Так что при Марции осталось всего семь когорт, с которыми он и вернулся в лагерь Карбона.
Тем временем три легата консулов - Марк Лампоний из Лукании, Понтий Телесин из Самния, Гутта из Капуи - с 70 000 армией выступили на помощь осажденному сулланцем Лукрецием Офеллой Пренесте, где уже начался голод.
Сулла, узнав о движении объединенной армии к Пренесте, перекрыл все горные проходы своими отрядами и не пропустил марианцев в осажденному городу.
Провалилась попытка Гая Мария прорваться из осажденного Пренесте через ряды армии Лукреция Офеллы. Марий был разбит и отброшен обратно в Пренесте.
Тем временем консул Карбон с легатом Норбаном из Аримина выступили на Метелла, но бездумно ввязались в сражение в местности, густо покрытой виноградниками. В итоге потеряли 10.000 убитыми. 6.000 из их армии перешли на сторону Метелла. Прочие рассеялись. В Аримин Карбон и Норбан привели в полном боевом порядке всего одну тысячу человек. Тогда же к Метеллу перешел легион луканцев, которым командовал Альбинован. Сам командир легиона вернулся в Аримин, где задумал черное дело.
В один из дней, собрав у себя на пирушку командиров высокого ранга армии Карбона и Норбана, всех их перебил. В числе убитых оказались Гай Антипатр и Флавий Фимбрий, брат небезызвестного Гая Фимбрия (см. «Авантюра Гая Фимбрия»). Уцелел лишь Норбан и то лишь потому, что не явился на эту пирушку, занятый другими делами.
После этого Альбинован бежал к Сулле. Войска, стоявшие у Аримина, узнав о гибели своих командиров, перешли на сторону Суллы, а Норбан, потеряв надежду на победу в войне, бежал за пределы Республики, в государство Родос.
Карбон все еще пытался помочь Марию, осажденному в Пренесте. Но и легат Дамасипп с двумя легионами не смог пройти к Пренесте из-за отрядов Суллы, перекрывших все горные проходы на пути к городу.
Тем временем Метелл поставил под контроль Суллы все города от Равенны до Альп. Галлия была полностью очищена от марианцев.
У Плаценции Марк Лукулл, легат Суллы, разгромил часть войск Карбона.
Узнав об этом поражении, консул Карбон тайно от всех бросил свою 30.000 армию и бежал на корабле в Африку. Большая часть его армии, оставшись без полководца, разбрелась по домам.
Узнав о его бегстве, легаты консулов – Карина, Марций и Дамасипп, объединив силы (около восьми легионов) попытались пробиться к Пренесте. Когда же это не удалось, двинулись на Рим.
К Риму поспешил и Сулла.
Повсюду марианцы терпели одно поражение за другим и только лишь в Испании марианец Квинт Серторий продолжал одерживать победу за победой. Но это уже, в сущности, не имело никакого значения.