Дело Тепляковых получило новый оборот. Преподаватели МГУ согласились заняться обучением Алисы. Событие это хотя и неординарное, но по сути своей относительно безобидное, особенно на фоне сегодняшних российских реалий. И тем не менее, по неизвестной причине и при загадочных обстоятельствах, откуда не возьмись, хлынул поток весьма агрессивных статей хейта. Статьи эти весьма однотипные, что, собственно, типично для современного медийного пространства РФ (впрочем, ничего нового). Основой упор в этих статьях делается на оскорбительные и агрессивные выпады в сторону МГУ. Я считаю агрессию в адрес МГУ неправильной, а оскорбления со стороны «борцов за … добро???» несправедливыми, и потому хочу выступить в защиту по большей части МГУ, но так же и в защиту Тепляковых. Кроме того, на моем канале ранее я и сам предлагал активно заняться обучением девочки в институте (можете найти две статьи про случай Тепляковых на моем канале). Итак, чем же мотивированно решение МГУ?
1 Первая причина. Прежде всего, нужно исходить из особенностей психологии. Психика Алисы уже интегрировала жизненный опыт, полученный ей в ее нестандартной ситуации. Ребенок уже полностью настроен на свой «особый путь», и отменить это нельзя. Поэтому эксперимент уже не обратим, вопрос лишь в том, выведем ли мы его в положительную фазу или в отрицательную. Большинство хейтеров, осознанно или не вникая в суть, но все же предлагают «выбросить девочку на помойку», всех наказать, всех разогнать, и тд и тп. Словом, сжечь ведьму.
Сжечь Теплякова
И да чего уж там мелочиться - сжечь весь ректорат МГУ да и вообще всех фигурантов, которые всплывут в этом деле:
2. Вторая причина. В мире существует такое понятие как «гуманизм». Знаю, что зачастую это понятие в российской ментальности принято ассоциировать с западом, далее с Европой, и затем весьма странная цепочка стереотипов «органично» переходит в «либерастские ценности», а далее это принимает значения врага России, народа, и вообще врага всего добра, которое существует. Вот так белое сделали черным. Кто и для чего формирует такие «вирусные» алгоритмы в общественном сознании - тема для отдельного исследования. Сейчас же по факту хочу обратить внимание на то, что действия преподавателей МГУ носят весьма гуманный характер. Девочке в ее особой ситуации требуется особый метод, а если ее отчислить, то эксперимент не закончится, и ее будут обучать дальше, но уже сомнительные специалисты. То есть мы имеем простой расклад. Если за дело берутся грамотные специалисты, то эксперимент переходит в положительную фазу, и далее, девочка либо постепенно покидает эксперимент, адаптируясь к образовательной программе, либо успешно проходит обучение по новой ускоренной методике, благополучно завершая эксперимент. Если же отказаться от девочки и отчислить ее, это значит что эксперимент перейдет к своей отрицательной, негативной фазе, когда девочку будут ждать еще более трудные испытания.
И тем не менее, некоторые с особой яростью пишут, что МГУ оскорбил себя тем, что помогает маленькой девочке в сложной ситуации. Хотя единственные, кто оскорбляет МГУ — это и есть эти самые ярые «благие поборники», сыплющие хамством и оскорблениями в адрес МГУ. Мне хочется думать, что большинство хейтеров МГУ делают это за деньги, то есть ради хайпа и лайков, или потому что им «занесли». Мне не хочется думать, что причиной всему избыток агрессии в обществе. Когда в стране происходят настоящие проблемы, все эти хейтеры, всплакнув, пишут про «старые добрые времена», как хорошо жилось людям когда-то. В общем, нашли на ком отыграться. А кто-то и деньжат поднять.
3. Третья причина. Существует такой тип мировоззрения - научный. Так вот, в мире этой самой - как ее там - науки, существует такое понятие как «экспериментальная деятельность». Эксперимент, поиск новых решений и путей оптимизации — это важнейшая составляющая любой научной деятельности. Люди, далекие от науки, не в состоянии этого понять. Здесь, конечно, можно возразить, что эксперимент этот «не апробированный». Но, во-первых, ускоренные программы обучения — это вполне типичные разработки. Тепляков лишь превысил общепринятые масштабы. Во вторых, эксперимент уже произошел, и повернуть его вспять, как будто ничего не было - не возможно. А в-третьих - давайте будем честны. Каждый родитель, каждая семья ставит свой собственный эксперимент со своими детьми. Каждый родитель, не имея специального педагогического и психологического образования, учит своих детей жизни, воспитывает, навязывает свои ценности и тп. Поэтому, если мыслить таким образом, что Тепляков провел не апробированный эксперимент, то исходя из этой логики, ВСЕМ родителям нужно запретить воспитание их детей, поскольку у них нет лицензии или сертификата о пригодности их заниматься воспитательной деятельностью. Таким образом, действия Теплякова подлежат моральному осуждению не более, чем действия каждого родителя. Но каждый-то как раз и считает себя идеальным воспитателем. А вот «Нюрка из соседнего подъезда», или «эти тупые Петровы», или «этот Тепляков» - они то конечно не умеют воспитывать детей, не то что они. Типично, но не значит что правильно и справедливо.
Таким образом, экспериментальный подход необходим науке. Другого такого случая, возможно не будет. Отец подготовил целую группу абитуриентов, с которыми можно выстраивать новые виды обучающих программ. И даже если метод не сработает, это не значит, что инициатива была неправильной. Не все эксперименты дают ожидаемые результаты. Но ВСЕ открытия, весь прогресс происходит от таких вот исследований. Каждый, кто продвинул человечество вперед - когда-то воспринимался как сумасшедший. Когда-то Джордано Бруно сожгли на костре, а сейчас почти все твердо убеждены, что Земля круглая. И никто не задумался о справедливости общественных репрессий. Бенджамин Франклин, пытаясь поймать молнию, бегал в грозу с воздушным змеем по кустам. А соседи смотрели на него, и крутили пальцем у виска. Теперь же электричество - высшее благо цивилизации. Но даже если эксперимент не дает результата - это не повод для осуждения исследователей. Только таким образом можно двигаться - через терни, ошибки, и субъективно «безумные» инициативы.
4. Отдельно хотелось бы уделить внимание аргументу хейтеров научного прогресса и гуманизма о том, что якобы это попытка развалить образование. Во-первых, как можно развалить то, что уже развалено? Образование РФ - это уже давно печальная песня. И бороться с этим развалом явно никто не собирается. Во-вторых, борцуны, которые хают теперь МГУ за акт гуманизма и научный интерес, не очень-то тревожатся, когда Анзор Музаев грозится ввести портфолио, благодаря которому массы неграмотных людей смогут поступать в ВУЗы. Эти люди будут правильного возраста, да вот только знаний у них будет меньше, чем у Алисы, уж можете не сомневаться в этом. (Анзор Музаев - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) с 18 августа 2020 года. Бывший ректор Чеченского государственного университета). Помню, как вышло множество радостных статей, когда в США появились предложения сократить количество контрольных, потому что афроамериканские студенты не справляются с учебой. Как радостно взвыла «патриотическая» «антилиберальная» общественность, мол, «смотрите США разваливаются прямо у нас на глазах». И как они все притихли, когда Путин заявил, что контрольные в российских школах перегружают учеников. Да уж, на таком не похайпишься. Тут уж лучше тише быть.
Вот такие вот дела, товарищи, дамы и господа. Непростое время живем. Очень не простое.