Если Вам интересны и другие мои статьи, публикую ссылку на канал "Радость веры": https://zen.yandex.ru/id/60dcab5daba78420bdd837a5
Здравствуйте, уважаемые читатели!
В нынешний день, 22 января по новому стилю, Церковь совершает память святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси.
Святитель Филипп носил в миру имя Фео́дор и происходил из знатного боярского рода Ко́лычевых, занимавших видное место в Боярской Думе при дворе московских государей.. Он родился в 1507 году в Москве. Его отец, Степан Иванович, просвещённый патриот, попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, окончившая свои дни в монашеском чине с именем Варсоно́фии, старалась насадить в его душе семена искренней веры и глубокого благочестия.
Юный Феодор Колычев изучал Священное Писание и святоотеческие книги, на которых было основано старинное русское просвещение, совершавшееся в церковном духе. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил молодого Феодора ко двору, но юношу не привлекала суетная придворная жизнь, хотя молодой княжич Иоанн был искренне привязан к нему. Душа Феодора жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения.
Как-то в храме, во время Божественной Литургии, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя из главы 6 Евангелия от Матфея: «Никто не может работать двум господа́м». Это решило его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись святым Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно и в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами.
Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице и в кузнице. После полутора лет послушаний игумен Алексий постриг его в монашество с новым именем, Филипп, и отдал в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Сви́рского. Инок Филипп под его руководством стал духовно возрастать, усилив пост и молитву.
К началу службы он приходил всегда первым и покидал храм последним. Трудился он и в хле́бне, где был утешен Небесным зна́мением. В обители в прежние времена показывали образ Богоматери «Хле́бенный», через который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу. По благословению игумена, Филипп некоторое время провёл в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил святого Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и её основателей – преподобных Зоси́мы и Савва́тия Солове́цких. Он разыскал образ Божией Матери «Одиги́трии» (Путеводи́тельницы), принесённый на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савва́тием; обрёл каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного, и другие памятные предметы и святыни. Также игумен Филипп построил на Соловках величественные храмы: трапезный – в честь Успения Божией Матери, и ещё один – в честь Преображения Господня, работая сам, как простой строитель. Обитель постепенно возрождалась, и среди его духовных учеников многие впоследствии были причислены к лику святых в чине преподобных.
Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее потом название «Фили́ппова пу́стынь».
Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о Соловецком отшельнике вспомнил любивший его в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдёт в святом Филиппе верного сподвижника, который по высоте монашеской жизни не будет иметь ничего общего с мятежным боярством. Святость Митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившиеся в Боярской Думе. Поэтому выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.
Святой Филипп долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Он не чувствовал духовной близости с Иоанном и пытался убедить царя уничтожить опричнину. А Грозный, в свою очередь, доказывал её государственную необходимость. Наконец, царь и игумен договорились, что Филипп не будет вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, но при этом будет опорой и советником царя. В 1566 году совершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских святителей, к сонму которых ему вскоре предстояло присоединиться…
В связи с новой волной казней в 1567-68 годах (это было ответом на заговор бояр с польским королём против Грозного и продвижение Войска Польского к русским границам), Филипп решился противостоять царю и смело выступил в защиту казнённых. А в Неделю Крестопоклонную 1568 года, когда царь с опричниками пришёл в храм в монашеских облачениях, Филипп отказался благословить его и стал открыто порицать беззакония опричников. Грозный разгневался, ужесточил репрессии и потребовал от Боярской Думы вынести решение о суде над главой Русской Церкви, чтобы соблюсти канонический порядок.
Нашлись и лжесвидетели; к глубокой скорби святителя, это были иноки его любимой Соловецкой обители, его бывшие постри́женники… Святого Филиппа обвинили во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно! Отвергнув все обвинения, святитель выразил готовность страдать за истину и пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении с себя сана Митрополита. Но его отречение не было принято.
Мученика ждало новое поругание. Уже после вынесения приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа в ноябре 1568 года заставили служить Литургию в Успенском Соборе. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявле́нский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжёлую цепь.
Наконец, святого Филиппа заточили в Тверской О́трочь монастырь. Там, год спустя, в конце декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину: его задушил подушкой опричник Малюта Скуратов. Правда, есть и другая версия: Малюта Скуратов ехал в Отрочь монастырь, что спасти святителя Филиппа, которого Иоанн Грозный хотел устранить, как нежелательного свидетеля, но к его приезду тот был уже мёртв... Однако документальные подтверждения этой исторической версии отсутствуют.
Ещё за три дня до этого святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Христовых Таин. Мощи его были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарём храма. Позднее, в 1591 году, совершилось их перенесение в Солове́цкую обитель, а оттуда в 1652 году – в Москву. Перед перенесением мощей в Москву царь Алексей Михайлович через Патриарха Никона просил прощения у почившего Митрополита за злодеяние своего предка, Иоанна Грозного, совершённое в отношении святителя, в особой покаянной грамоте…
С 1660 года празднование памяти святителя Филиппа было перенесено на 22 января по новому стилю, из-за совпадения дня его убийства с предпра́зднством Рождества Христова. Также Церковь воспоминает день перенесения его мощей – 16 июля по новому стилю, и чествует святителя Филиппа ещё несколько раз в году – в соборах Московских, Тверских, Карельских, Соловецких, Новгородских и Архангельских святых.
Храни всех Бог, мира, радости и добра!!!
Понравилась статья – ставьте лайк, задавайте вопросы по теме, пишите комментарии.
Делитесь с друзьями в соцсетях.
Подписывайтесь на канал.