Найти в Дзене
Наталия Гусарова

Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.

В славянской культуре символ имеет понятие оберега. Символами украшали все, чем пользовались и где жили. Это «изба-храм», как называл ее Сергей Есенин, а ее обереги – «избяными заповедями». Конь на крыше, петухи и розетки на ставнях и фронтоне избы – символы солнца и его лучей. Матица – символ млечного пути, волнистые линии – воды и дождя, ромбы с точками – символы засеянного поля. Крыша является символом неба, сруб – мира земного с четырьмя сторонами света, подвал – мир подземный. Так изба отражала представления о мире, была целым необъятным космосом. Изба – человек. Крыша избы – голова, сруб – тело, печь – сердце, подпол – ноги. Еще один персонаж, связанный с печкой - баба Яга.

Почему она стремится поместить героев в печь? Печь в русской традиции это и сердце и лоно матери. В старину, если младенец рождался недоношенным, больным, его обмазывали тестом -символом солнечных лучей, и помещали на лопате для выпечки хлеба в теплую печь, а когда вынимали - считалось, что он переродился здоровым, допекся. Яга стремится перепечь, переродить героев, усадив на лопату и поместив в печь.

Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов, я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина поделилась своей историей:

- Мой дедушка родился болезненным, с врожденным пороком сердца. Врач сказала, что младенец не выживет. Но мама дедушки несколько раз повторяла с ним обряд перепекания - обмазывала тестом и помещала в теплую печь, а потом вынимала. И он не только выжил - всю Великую Отечественную войну прошел  и прожил 85 лет.Обнаженный череп – символ смерти. А так как при жизни в его лоне живет мозг, то это символ смерти разума. Череп со светящимися глазницами - это символ смерти обыденного мирского разума. Свет же во многих культурах символизирует знание, дух, свет истины. Недаром говорит пословица: «Знание – свет, неведение – тьма». Происходит замена смертного ограниченного сознания сознанием  неограниченным. Василиса возвращается от Яги с обновленным сознанием, способным трансформировать свой мир. Поэтому негативные начала - мачеха и сестры, носители зависти, лени, злости, мести - исчезают.

Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.