Платежные терминалы это устройства для расчета за товары или услуги с помощью безналичной оплаты. Если они установлены и настроены на торговой точке, то покупатели могут расплатиться не только наличными, но и банковской картой или с помощью мобильного телефона.
Без платежного терминала сложно представить не то что супермаркет, а даже маленький магазин. Все просто, если нельзя оплатить по безналу, то в следующий раз клиент просто не придет. И это уже убытки. Кроме некоторых исключений, указанных в законодательстве, если годовой оборот торгово - розничной точки составляет более 40 млн. руб., то установка систем безналичной оплаты обязательна.
При такой оплате деньги сначала поступает в банк, с которым заключен договор эквайринга, а потом уже банк за вычетом своей комиссии перечисляет средства на счет продавца.
Вопрос о том ставить терминал или нет, даже не возникает. Вопрос лишь в том, какой выбрать и как его установить с выгодой.
Вы можете купить терминал или взять его в аренду в банке. Свой аппарат будет выгодно иметь тем, у кого средний оборот в месяц по безналичной оплате составляет до 50 000 руб. Тогда примерная комиссия банка будет составлять 1,6%, а арендного 2,5%. Если же ваш средний оборот больше 50 000 руб., то тогда уже имеет смысл брать арендный, так как банк может сделать комиссию примерно 1,4%.
Кому нужен платежный терминал
Согласно требованиям законодательства, физические лица, занимающиеся предпринимательством, оборот которых составляет менее 40 млн. рублей в год, освобождены от потребности устанавливать данное оборудование – они могут сделать это исключительно по собственной инициативе.
Соответственно, первый критерий, согласно которому установка платежного терминала обязательна – величина годового оборота. Если она составляет более 40 млн. рублей в год, каким бы видом бизнеса ИП ни занимался, то терминал он ставит. Исчисление выручки производится следующим образом: из нее исключаются балансовая стоимость активов, в том числе и те, что существуют в нематериальном виде, а также налог на добавленную стоимость. В отдельных случаях расчет выручки может быть достаточно сложным, поэтому самостоятельно производить его не стоит во избежание ошибок.
Установке терминала не подвержены:
- религиозные объединения;
- изготовители и продавцы предметов народного промысла;
- ИП, расположенные в отдаленных районах, где по техническим причинам невозможно функционирование данной техники. Перечень таких местностей определяется в регионах индивидуально;
- продавцы без стационарного места торговли: бочки с напитками, тележки по ремонту обуви, торговля на рынках, места которых не оборудованы должным образом;
- киоски с газетами и прочей печатной продукцией;
- предприятия общественного питания, работающие в учреждениях образования;
- кредитные компании, а также фирмы, работающие исключительно с безналичной оплатой товаров и услуг;
- граждане, сдающие в аренду находящиеся в личной собственности жилые помещения.
Все остальные, не попавшие в этот список представители малого бизнеса, должны дать возможность своим клиентам воспользоваться безналичным расчетом, установив терминал для приема банковских карт.
Какое оборудование используется
Есть 2 типа терминалов:
Мобильные – небольшие устройства для проведения оплаты вне торговой точки (на выставке, презентации, при оплате курьеру). Терминал (считыватель карты) соединяется с планшетом или смартфоном, подключенным к сети интернет. В 2021 году банки предлагают их как отдельный вид услуги - мобильный эквайринг, с отдельными тарифами и договором. Мобильную кассу с эквайрингом арендовать не получится, можно только приобрести.
Платежные – переносные или стационарные изделия для приема пластиковых карт, монтируются на кассе точке продаж. Интернет-соединение с банковской сетью организуется через SIM-карту или кабель. Платежный терминал можно не покупать, на рынке есть тарифы с арендой или возможностью получить бесплатно.
Как выбрать терминал
Начать процедуру надо с определения перечня собственных требований к этой технике. Здесь могут быть следующие варианты:
- Тип подключения. Большая часть моделей может эксплуатироваться как при проводном, так и при беспроводном подключении, что значительно расширяет возможности использования данного оборудования. Оценивать следует канал связи и скорость передачи данных.
- Наличие и разновидность прошивки. Она может и отсутствовать – тогда клиент может заключить договор с любым банком по своему выбору, в противном случае прошивка ориентирована только на ПО того банка, с которым устройство будет работать.
- Тип предприятия и количество транзакций. Требования к терминалу, работающему в стационарной торговой точке с большой проходимостью и к устройству, установленному на небольшом рыночном лотке, различаются, и это необходимо учитывать.
- Стоимость оборудования. Здесь принимается в расчет прибыльность предприятия и срок окупаемости приобретения. Диапазон цен на рынке достаточно велик, чтобы подобрать оборудование в полном соответствии со своими требованиями и финансовыми возможностями.
Более подробную консультацию можно получить у специалистов компании, занимающейся продажей платежных терминалов. Они обладают всей необходимой информацией и, как правило, предлагают клиенту несколько моделей на выбор.
На что обратить внимание при подключении торгового эквайринга
- Требования к обороту. Проверьте, достаточен ли оборот магазина для использования выбранного банковского тарифа, есть ли штрафы за его снижение после начала пользования услугой.
- Период поступления денег на счет. Транзакция может занимать как один, так и десять дней. Обязательно уточните максимальные сроки, указываемые в договоре, ответственность кредитной организации за их нарушение.
- Время рассмотрения заявки. Стоит предварительно узнать, сколько времени занимает проверка документов, в какой срок принимается решение о предоставлении услуги.
- Расходы на терминал. Часть банков взимает оплату только за аренду или покупку оборудования, другие — дополнительно за установку, настройку, обучение.
- Техническая, сервисная поддержка. У продавца должен быть доступ к круглосуточному обслуживанию, даже если время работы магазина ограничено.
- Работа с платежными системами. Хорошо, если терминал поддерживает не только Visa, Mastercard, МИР, но и другие платежные системы.
- Доступ к технологии Contactless. Возможность совершения бесконтактных платежей есть не у каждого терминала, поэтому важно заранее уточнить этот момент.
Права и обязанности сторон
При установке оборудования в торговых точках банковская организация обязана оказывать квалифицированную техническую помощь, а также предоставлять консультацию по любому вопросу.
Также стоит отметить другие обязанности банковских организаций:
- Производится установка POS-терминала, а также проводится первичное тестирование оборудования.
- Информационное сопровождение и помощь в обучении сотрудников, по обслуживанию клиентов и работе с оборудованием.
- Перечисление денежных средств на счёт клиента в установленные сроки, прописанные в договоре.
- Проведение проверки платёжеспособности банковских карт.
- Оказание технической поддержки 24 часа в сутки.
- Предоставление расходных материалов (слипы, чеки и т.д.)
Что касается торговых организаций, то они вправе требовать качественное исполнение услуг, а также обязанностей. При этом торговые компании должны выполнять ряд условий.
- Подготовить место для установки специализированных терминалов.
- Выплачивать установленное комиссионное вознаграждение.
- Принимать банковские карты к оплате.
Есть ещё одна особенность: банки-эквайеры оставляют за собой право взимать комиссию, отталкиваясь от стоимости товара или услуги не с потребителя, а с продавца. Другие особенности оказания услуг и обязанности прописываются в договоре.
Как подключить эквайринг
Обычно подключение эквайринга занимает не более 10 дней и состоит из нескольких шагов.
1. Выберите банк-эквайер.
Вы можете подключить торговый эквайринг в любом банке — как в том, где у вас открыт счёт, так и в другом. Главное, выбрать подходящие условия предоставления оборудования, размер комиссии и сроки зачисления денег на расчётный счёт. Удобно, когда банк предоставляет круглосуточную техническую поддержку: если у вас в баре в 4 утра завис терминал, вам помогут его быстро починить.
Оформить торговый эквайринг не в том банке, где у вас открыт расчётный счёт, будет дороже. Комиссия за обслуживание обычно выше на 1%.
2. Заключите договор.
При заключении договора вам потребуются следующие документы:
- свидетельство о регистрации ИП или ООО;
- свидетельство о постановке на учёт в налоговую;
- учредительные документы;
- справка об открытии расчётного счёта с полными реквизитами;
- решение и приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера;
- копии паспортов руководителя и главного бухгалтера;
- банковская карточка с образцами подписей.
Банк может запросить и другие документы — здесь всё индивидуально.
Во сколько обойдется эквайринг
Продавец платит комиссию за каждую транзакцию в размере 2–3% от стоимости покупки, что зависит от условий банковского договора.
Из чего складывается сумма комиссии:
- отчисления банку, выпустившему карту покупателя. Размер определяется используемой платежной системой, местонахождением банков-участников эквайринга, задействованными протоколами безопасности, продаваемым ассортиментом (пищевые и бытовые товары, бытовая техника, электроника и др.), статусом карты, общим оборотом магазина;
- доля банка-эквайера. Прописывается в договоре, устанавливается самой кредитной организацией. Теоретически, может быть любой, на практике — редко превышает 3%;
- сбор платежной системы. Фиксированная сумма, которая зависит от количества операций за выбранный отчетный период — обычно, за месяц.
Аренда терминала: что получает клиент
Банковские структуры не только предлагают подписать договор о подключении торгового эквайринга, но и устанавливают свои POS-терминалы на разных условиях. Что необходимо учитывать, прежде чем взять в аренду терминал для приема платежей?
Основных моментов несколько:
- технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Проверьте, принимает ли оборудование банка бесконтактные платежи, может ли клиент с NFC-гаджетом провести оплату?
- если устройство б/у, сколько оно уже находится в эксплуатации? Любая вещь имеет свой срок годности. Если производитель гарантирует 3 года работы, а терминал работает более 2-х лет, вполне возможно, что ремонт потребуется уже завтра;
- предоставляется ли и на каких условиях подменная техника при выходе имеющейся из строя?
- берется ли плата за ремонт? Требуется ли отдельный договор на техническое обслуживание?
- кто занимается настройкой оборудования? Есть ли жесткие требования по совместимости с программным обеспечением, каналами связи и т.д.? Оборудование стандартное, или каждый раз придется приглашать системного администратора для перенастройки?
Если сотрудник банка, предлагающий взять в аренду платежный терминал, не может или не хочет ответить на перечисленные вопросы, стоит обратиться в другую финансовую структуру. Иначе работа будет сопряжена с решением постоянных проблем. Если терминал выйдет из строя, а банк не предложит сразу замену, не пришлет специалиста для проведения ремонта, магазин может за день – неделю потерять до трети клиентов, а значит, и выручки.