По истечению деньрожденческих торжеств я сделала любопытный вывод, что в списке адресованных мне пожеланий вторым пунктом после здоровья идёт именно оно - вдохновение. Вроде бы нормально - по роду деятельности положено. Да, к тому же, весьма приятно, чего греха таить?
Однако в мозгу загорелась красная лампочка: внимание, абстракция! Абстракция, так ненавидимая мной на уроках математики и лекциях по философии. Организм жаждет прямолинейной конкретики! «Что это за девочка и где она живёт?»
В среде творцов и критиков существует два основных подхода:
Подход номер 1. Вдохновение - это призрак, дух, страстное наваждение. Оно обитает в области непокорных стихий, то налетая внезапно, то трагически растворяясь вдали. Требует наличия гарема муз разного пола. Его, точно кирпич, кидает сверху Бог или дьявол (в зависимости от симпатий художника) для передачи в мир ключевых «месседжей». Как полагала Марина Цветаева, «первые две строчки посылает Господь, остальные две обязан подобрать поэт». «Стихии», кстати, тоже её определение. Само собой, исчезновение творческих наваждений полагается сопроводить шагом в петлю. Ибо фиг ли жить отработанному материалу?
Подход номер 2. Вдохновение - миф и суета. Выдумка фантазёров с обывательски настроенным умом. Истинное мастерство художника проявляется лишь тогда, когда он изо дня в день садится за рабочий стол, регулярно создаёт произведения без специальных «пинков благодати», притом не проигрывая в качестве. За счёт труда, терпения, грамотного тайм-менеджмента и чёткой дисциплины. Здесь впору привести цитату Умберто Эко: «Вдохновение» — это непристойное словечко, которым пользуются хитрые писатели, пытаясь добавить себе художественной значимости.»
Современные писатели, играющие по правилам рынка, всецело разделяют вторую позицию. Первая остаётся романтикам-энтузиастам.
Я ощущаю долю фальши в
обеих категориях. Ожидание специального состояния для работы таит угрозу «не дождаться». Но и
механическое делание в отношении тонких созидательных сфер иногда уводит большой талант в ряды ремесленников. Гроша ломаного не стоящих - пусть и поверхностно успешных.
Какой-никакой личный опыт привел меня к следующему выводу:
Плод творчества состоит из слаженного взаимодействия мысли и чувства. Мысль нуждается в интеллектуальной подпитке - через книги, фильмы, лекции, музыку, беседы с интересными персонажами и просто наблюдательность. Ведь классики, обладая колоссальной начитанностью, всегда идейно или эстетически опираются друг на друга. От Сумарокова до Оксимирона.
Чувство же связано с самым сложным, полутеатральным видом искусства - искусством управления эмоциями. Привычкой продуцировать драйв при любых обстоятельствах. Мне очень хорошо помогает банальная внимательность - вычисление в складках внутреннего мира точек «провокаторов» и «катализаторов», сети крючочков, цепляющихся за поданные телом нервные импульсы. Психика, конечно, становится тоньше, но владеть ей такой - пластилиновой - куда легче.
Сомерсет Моэм утверждал: «Я пишу, только когда приходит вдохновение. К счастью, оно приходит каждое утро ровно в девять часов.»
В итоге снова выходит, что всё зависит от нас, а не падает откуда-то с потолка.
А как думаете вы?
Мария А.
#творчество #искусство #мысли #философия #вдохновение #литература #жизнь #поэзия #поэт #марияа