Без ложной скромности скажу, что прочитать предлагаемый очерк будет интересно любой девушке «на выданье», только с различным контекстом. Свадебное торжество - неповторимое событие в жизни счастливых людей, подобно невозможности дважды родиться, иметь двух родных матерей, быть двум Моцартам. Единение сердец происходит по вечным законам инстинкта размножения и воспроизводства потомства во имя сохранения человеческого вида Homo sapiens. Специфика заключается в великом чувстве любви, возвышающем человека, поднимающем над всем остальным миром живых существ.
У всех народов и во все времена не утратит универсального общественного значения вопрос о мотивации замужества, причинах, определяющих необходимость брачного союза. Прекрасный пол называют еще слабым полом, и здесь заключается первый ответ на вопрос. Эволюция человека проходила под знаком физического преимущества мужского пола в роли защитника женщин и детей, эта функция сохранится на все времена. К ней близко примыкает материальное обеспечение супруги и семьи ее главой - второй ответ на вопрос. Найти будущего мужа, удовлетворяющего запросам невесты, задача не простая, при счастливом ее решении, будет продемонстрировано это умение невезучим и завистливым подругам. Наконец, юридически оформленное замужество закрепляет обязательства супружеской верности и удовлетворение инстинкта интимной близости.
Брачный союз является ответственным делом, связанным с «подбором» адекватных душой и телом партнеров, определяющим судьбу будущей семьи и благополучия потомства. Невеста и жених соединяются в брачном союзе, как правило, не случайно, этому событию предшествует порой длительное время знакомства, ухаживания с применением самых различных средств и подходов, не исключая и эротические наваждения.
Одним из условий взаимного расположения является внешняя красота и богатство внутреннего мира партнеров. Физическая красота является этническим признаком, у каждого народа она своя, с признаками расовой принадлежности, специфическая у женщин и мужчин. Для монголоидных этносов характерны округлая голова, широкие лица, узкие глаза с эпикантусом, прямые черные волосы, европеоиды отличаются удлиненной головой, светлой кожей, русыми, зачастую вьющимися, волосами, представители негроидной расы имеют очень темную кожу, нередко кучерявую шевелюру, широкий нос.
Внешность по-разному оценивается во взгляде женщины и мужчины, в привлекающем внимание фокусе и наоборот. Красивые донжуаны не испытывают дефицит поклонниц, красавицы окружены толпой воздыхателей. В.Гюго выставил напоказ образ уродливого Квазимодо, чтобы еще ярче отразить красоту Эсмеральды. Как правило, при создании брачных пар имеет место предпочтение невесты и жениха из одной этнической группы, тем самым сохраняется по поколениям антропологический тип. Каждый из расовых признаков имеет свою эстетическую ценность в глазах влюбленных пар, разумеется, не абсолютную. С признаками североафриканской расы не блещущая красотой египетская царица Клеопатра положила к своим ногам европеоидного мужчину Юлия Цезаря, чернокожий мавр Отелло задушил из ревности белокурую красавицу Дездемону, японская Чио_Чио-Сан покорила сердце американского морского офицера.
Внешность предполагаемой невесты не является обязательным «ключом» к бракосочетанию, нередко на первый план выходит престижная и материальная заинтересованность, но не всегда, любовь дороже. Несколько показательных иллюстраций из истории.
Великая английская королева Елизавета I своей внешностью была далека от воплощения женской красоты, отвергла настойчивые предложения на брак испанского короля Филиппа II и русского царя Ивана Грозного. Императрицу Екатерину II нельзя назвать красивой женщиной, интимная близость к монаршему сану сказывалась на судьбе бесчисленных ее фаворитов, ни одному из которых не светило стать законным супругом. Предшественница красавица Елизавета Петровна была не менее любвеобильной особой, тайно венчалась с любимым избранником, который вообще не интересовался императорским троном.
Омерзительные сцены женитьбы богатого старика на бедной девушке или разорившегося ловеласа на богатой невесте становились не редкими сюжетами работ русских художников. На картине В.Пукирёва «Неравный брак» видим напыщенного своим званием престарелого сановника и удрученную горем небогатую невесту.
Автор старинного романса отразил эту печальную сцену в трогательных строках:
Когда ей священник на палец
Одел золотое кольцо,
Из глаз её горькие слёзы
Ручьём потекли на лицо.
Я слышал, в толпе говорили,
Жених неприглядный такой.
Напрасно девицу сгубили,
И вышел я вслед за толпой.
Справа в углу на картине художник поместил портрет человека, удрученного сценой венчания девушки, которая предположительно была его невестой, и вышел он из церкви «вслед за толпой».
На полотне П.Федотова «Сватовство майора» запечатлен бравый жених в дверях и убегающая от безрадостной судьбы невеста. Сюжет картины совпадает с предыдущим по остроте последствий от брака по принуждению. Вредными в обычном понимании подобных женихов не назовешь, но не принесут они радости и семейного счастья будущей супруге.
Поэтические слова «Невеста всех краше была» многолики по содержанию и тональности, поэтому могут читаться и восприниматься по-разному. Одни увидят в них прямой смысл по выделению внешней красоты невесты на фоне остальных представительниц прекрасного пола, другие, исходя из контекста, отметят красоту, с которой будет связана печальная судьба обреченной идти под венец девушки. Литературные произведения советского периода называли «социалистическим реализмом», не имеет значения, к какому времени они относятся, важно, чтобы отражали правду жизни. Проза со словами «невеста всех краше была» и есть реализм, без ограничения во времени и пространстве.