Найти в Дзене
Шпионские страсти

«Генрих» в действии

После высадки союзников в Нормандии и освобождения Парижа, Германия оказалась в ситуации войны на три фронта: на Востоке против советских войск, на Западе против войск США, Канады, Великобритании, Франции; на юге против войск США и Великобритании, наступавших по территории Италии.

Чтобы хоть как-то переломить неблагоприятный для себя ход событий, германское командование начало готовить зимнее наступление в Арденнах. Однако, учитывая превосходство союзников в силах (особенно в авиации), успех немецкого наступления был возможен лишь при обеспечении полной внезапности. С этой целью абверу было поручено разработать и провести операцию по дезинформации противника. Эта операция абвера получал кодовое название «Генрих».

По согласованию со штабом группы войск «В» операция проводилась силами 307-й команды фронтовой разведки.

С ноября 1944 года на «линии Зигфрида», где силами иностранных рабочих из Бельгии и Голландии, а также заключенными концлагерей возводилась система долговременных укреплений, как грибы начинают вырастать подпольные ячейки и группы из лиц, готовых бороться против Тысячелетнего рейха. Вот только участники этих групп не знали, что создавались они нелегальными сотрудниками 307- команды абвера не германского происхождения. А руководители групп действовали по программе абвера.

линия Зигфрида
линия Зигфрида

Именно поэтому охрана, наблюдавшая за работами, сквозь пальцы смотрела на побеги заключенных и рабочих с «линии Зигфрида» за линию фронта, к союзникам.

Сотрудники союзных разведывательных и контрразведывательных структур с радостью принимали этих беглецов, выжимая из них максимум информации о немецких подразделениях, и о том что творится в немецком тылу.

Беглецы же один за другим приносили информацию, что на линии Мёнхен- Гладбах-Ахен готовится большое наступление германских войск.

Союзникам и беглецам было невдомек, что эти донесения составляли сотрудники отделов Ia и Ic группы войск «В».

Чтобы контролировать ход операции по дезинформации абверовцы придумали следующее. Они убедили разведслужбы союзников, что на «линии Загфрида» действует разветвленная подпольная коммунистическая организация. А её руководители, отправляя своих людей за линию фронта, хотели бы иметь подтверждение, что посланцы добрались через линию фронта к союзникам благополучно. Потому они просили, чтобы радио Люксембурга, находившееся под контролем союзных спецслужб, каждый раз, в случае успешного перехода линии фронта посланного к союзникам человека, в 21 час 15 минут во время передачи «Час немецкого солдата» передавало бы условное сообщение.

В результате с ноября до начала немецкого наступления в Арденнах Люксембургское радио почти всегда передавало условное сообщение. В итоге абверовцы знали, что очередной их посланец с дезинформацией добрался до союзников благополучно, даже не подозревая, что он работает на немцев, а не против них.

В итоге союзное командование настолько поверило поступаеющим сведениям, что даже на вторые сутки немецкого наступления в Арденнах не верило, что это не отвлекающий удар немецкой армии, которая вот-вот перейдет в наступление на линии Мёнхен- Гладбах-Ахен.

И не начни советская армия по просьбе Уинстона Черчилля наступление на восточном фронте, куда А.Гитлер начал перебрасывать части немецких войск, предназначенных для развития наступления Арденнах, кто знает, чем бы для союзников закончились события в Арденнах, начавшееся в декабре 1944 года.

(Источник: О. Райле)