Сегодняшний герой нашей увлекательной истории – Андрей Володин. Его рассказ расцвечен гаммой самых разнообразных чувств, которые так же трудно описать словами, как рассказать о красочном фейерверке или обрисовать словами… рев заводящегося мотоцикла.
Эти, просто «волшебные» для его слуха, звуки наш герой (а на тот момент времени ему было около 10 лет) чутко выхватывал из многоликого городского шума, торопливо вскакивал на свой велосипед и, что было сил, мчался к объекту своего мальчишеского «обожания». Он безошибочно знал место, откуда они разносились по всей округе – мотодром, расположенный в западной части нашего города. Там, на специальном поле, оборудованном в семидесятые годы для игры в мотобол, периодически собиралась команда отчаянно смелых ребят. Наблюдать за ними, ему казалось, можно было бесконечно: лихая смелость, которая бывает присуща только горячей юности в ее прекрасном дерзком возрасте, завораживала парнишку – с такой грациозностью «наездники» управляли своими «железными конями»! Они играли с фантастической скоростью, которая могла вскружить голову не только мальчишке. Молниеносные движения, сверхвысокие обороты ревущих моторов, непередаваемо волнующий запах горячего бензина, легкая дымка от пыли, поднимаемой шипастыми колесами. Все это вкупе настолько потрясало воображение, что парень твердо решил – мотоспорт обязательно будет в его жизни! Неважно когда, но оно будет! И не во сне, а наяву!
Чуть позже подъезжала еще одна группа на мотоциклах, причем в этой команде были и девушки. Все они занимались под руководством опытного инструктора, но уже несколько другими тренировками. Эти «отчаянные головы» со скоростью ветра уносились к берегу реки Белой. Герой нашей истории во весь опор пускался на велосипеде вдогонку и находил их по могучему реву двигателей на карьере, находящемся недалеко от хутора Гавердовского. Они проводили тренировки по пересеченной местности.
«Эндуро» с английского переводится как «вынести», «выдержать», а в мотоспорте означает быстрое преодоление препятствий на максимально возможной скорости. Поэтому здесь мотогонщики брали с разгона крутые горки, штурмовали отвесные склоны, отрабатывали тактику движения, а тренер давал конкретные указания и делал конструктивные замечания по результату их занятий.
…Прошли годы. Ни много ни мало – более 35 лет, когда Андрей все-таки смог осуществить детскую мечту и оседлал ревущего «стального коня», вздымающего своей мощью фонтаны земли из-под колес. Так сложилось, что эндуроспорт увлек его сына, поэтому заниматься этим стало вдвойне интереснее, ведь теперь рядом был единомышленник – «мотобрат» и «боевой» товарищ!
Надо сказать, что мотоциклы класса «эндуро» составляют совершенно отдельную категорию, разительно отличающуюся от навороченных «дорожников» или крутых чоперов. Это не те глянцевые «красавчики», рядом с которыми хотят сделать фото. Данный вид мототранспорта предполагает многочасовые изнурительные тренировки по скоростному подъему и спуску. Задача эндуриста состоит в том, что нужно буквально стать единым целым со своим «техническим напарником», чувствовать его, как свое физическое тело, и управлять им как раз благодаря такому тесному симбиозу.
Существует многоуровневая система тренировок, целью которой является получение обширных знаний, умений и навыков, чтобы мастерски, прямо на мотоцикле, преодолевать различные преграды на своем пути: поваленные деревья, труднопроходимые участки с грязью, песком, глиной, каменистые места. А еще – уметь виртуозно маневрировать на нем между близко расположенными объектами и на максимальной скорости. У гонщика все движения должны быть выверены до сантиметра и доведены до автоматизма. У несведущего наблюдателя порой складывается впечатление, что все эти «маневры» исполнять проще простого! Но за внешней легкостью «порхания бабочки» стоит упорный труд, сопровождаемый очень частыми травмами при падениях. Все увлекающиеся этим экстримом знают, что каждая минута занятий предполагает полную непредсказуемость поворота событий, иногда не в пользу «наездника». И только полная концентрация и сосредоточенность при работе с мотоциклом позволяют сводить к минимуму риск травматизма.
Все эти обстоятельства дисциплинируют эндуриста и обязывают, чтобы он максимально заботился о своей экипировке, которая должна обезопасить все его тело, одновременно не сковывая движений, диапазон которых очень велик. Хороший качественный «экип» стоит довольно дорого. Удобный шлем на голове, специальная «черепаха» – типа кольчуги, с укрепленными пластиковыми участками на груди, спине, локтях. На ногах должны быть «мотоботы» – сапоги весом по несколько килограммов, потому что они изготовлены из особо плотных материалов, ведь ноги – самые травмируемые части тела у мотогонщиков. Защита коленных суставов является обязательной – применяются специальные «подвижные» наколенники шарнирного типа. Но экономить на покупке экипировочного костюма совершенно недопустимо! Риск потерять здоровье и даже жизнь слишком велик, чтобы пренебрегать этим условием.
Надо сказать, что люди, увлеченные эндуроспортом, поддерживают хорошую физическую форму. Это немудрено – практически все тренировки проходят на прямых ногах. Это связано с особенностью управления данным видом мототехники. За один выезд человек иногда теряет по несколько килограммов веса, по этой причине – подтянутая фигура всегда гарантирована.
Как следствие, человек, увлекшийся этим занятием, с головой погружается и в техническую сторону вопроса. Постоянное обслуживание своего «мотодруга» – совершенно обязательная функция, выполнение которой во многом обеспечивает не только качественные и результативные тренировки, но и безопасность их проведения в целом.
Каждый хозяин «мотолюбимца» знает все его индивидуальные особенности, «слабые» места, характер. Как ни покажется читателю странным, но каждый мотоцикл тоже имеет «норов» и капризы, присущие только ему одному и досконально известные владельцу. Мотоцикл так же тонко чувствует заботу и уход, словно живое существо, отвечая своему «наезднику» преданностью и способностью подчиняться его командам в ту же секунду, и это – жизненно важный момент их отношений.
«Не подведи меня, мой друг!» – говорят они своему «моту» перед покорением новой высоты. И эта взаимная любовь творит самые необыкновенные чудеса, заставляя потрясенных зрителей затаивать дыхание.
Вы же помните цирковые номера, когда гонщики мчатся по внутренней поверхности большого шара?! Этот опасный трюк как раз выполняется на подобных мотоциклах... А их владельцам нужно иметь весьма внушительный багаж знаний по физике, электродинамике, обязательны навыки опытного ремонтника, наличие необходимого инструмента и запчастей, что тоже ведет к немалым тратам. Но заботливое обслуживание хозяином своего мотоцикла – залог его технического «здоровья», красоты и долголетия. И совершенствование этих навыков продолжается на протяжении всего творческого процесса в неразлучной паре «владелец – мотоцикл».
Преодоление всех энерго– и трудозатрат людям с таким необычным хобби компенсируется с избытком: тот, кто «заболел» этой темой под названием «эндуро», останется предан своему любимому занятию навсегда! Непередаваемые ощущения полета при выезде на свободное пространство заполняют без остатка всю человеческую сущность, как будто вырастают крылья за спиной! А окрыленный человек способен на многое – он действительно летает, не во сне, а наяву. И пусть этот полет недолог, но он неповторим и прекрасен. Совершая высокие прыжки и побеждая на секунды земное притяжение, человек получает невероятный прилив сил и мотивацию к покорению новых, неприступных вершин.
Борьба с собой, со своими личными эмоциями, с могучей раскаленной техникой, с силами природы – а ведь могущественнее нее нет ничего на свете! Испытание на прочность прежде всего себя – все это закаляет мужество и силу духа человека, оттачивает его самообладание. Коктейль из всех этих терпких, с горьковатым привкусом, крутых эмоций до дна испивает каждый мотоциклист, начиная с самого первого «вылета» к своей мечте!
Времена меняются»: с 2001 года эндуроспорт уверенными рывками ворвался в жизнь многих людей нашей страны. Благодаря развитию интернет-пространства он значительно увеличил число поклонников. Молодые люди – и парни, и девушки – активно вступают в ряды мотоэндуристов и втягиваются в него, делая выбор в пользу тренировок на свежем воздухе взамен бесцельного времяпровождения. Современные романтики решительно предпочитают «техноэкстрим» с такими волнами адреналина, которые перехлестывают все их представления о возможном, а не поддельном удовольствии от жизни!
Да, еще надо сказать, что любви к эндуроспорту все возрасты покорны. Разве не круто – ослабить на шее тугой галстук и поменять строгий «дресскодовский» костюм на «черепаху» да вырваться из душного офиса на вольные просторы, где можно вдохнуть полной грудью свежий воздух и состязаться в скорости лишь с лихим горным ветром?
Особое впечатление производят на «наездника» быстро сменяющиеся картины природы, неописуемая красота которых буквально потрясает. Но, заметим, что в городе водители–эндуристы никогда не нарушают скоростной режим – они очень дисциплинированный народ. Все острые ощущения они в достаточной мере получают во время своих выездов, поэтому «выпускать пар» на улице, словно на гоночной трассе, эти товарищи уже не стремятся.
Мечтательный подросток Андрюша Володин вырос, возмужал, но пронес в своем сердце эту строгую мужскую романтику через всю жизнь – он сдержал слово, данное самому себе много лет назад. А может, и у вас была заветная мечта в детстве? Возможно, нужно просто вспомнить ее и сделать первый шаг именно сегодня?..
Юлия КОСЕНКО.