Найти тему
Михаил Чулков

Почему российская молодежь отказывается от высшего образования

Решил поднять в своем блоге достаточно острую тему для нашего времени. Будет полезно прочитать абсолютно всем, вне зависимости от возрастной категории и профессиональной принадлежности (и будущим студентам, и их родителям), но еще полезнее будет задуматься и поразмышлять над этой темой.

В обществе принято делить образование на прикладное и фундаментальное. Прикладное образование отличается своей сугубо практической направленностью, в то время как фундаментальное образование включает в себя в основном теорию и нацелено на развитие умственных способностей человека, другими словами, оно развивает мышление и память, формирует кругозор, учит грамотно анализировать информацию. Это лишь только готовит человека к получению практических знаний. У каждого из этих двух видов есть свои плюсы и минусы. В России как известно образование в большинстве высших учебных заведениях считается фундаментальным.

Я решил поднять данную тему в связи с тем, что молодые ребята стали часто выбирать после школы не поступать в ВУЗ, а поступившие не редко бросают обучение в самом начале.

По моим наблюдениям, очень часто молодые люди идут получать высшее образование из-за чистой прихоти родителей без какого-либо собственного желания. В головах старшего поколения все еще закреплена устаревшая картина построения успешной жизни: школа + университет + работа по специальности = счастливое будущее. Эту схему старшее поколение навязывает младшему как единственную формулу достижения благополучной жизни. Почему же молодое поколение стало стремительно терять интерес к высшему образованию и перестало слушать своих родителей?

Все дело в современном рынке труда. Не мало высокооплачиваемых современных профессиональных направлений не требуют наличия высшего образования. Приведу несколько примеров хорошо оплачиваемых профессий, в которых работодателю безразлично, имеется ли у соискателя высшее образования или нет, опираясь на вакансии на сайте hh.ru и свой личный опыт:

1. Менеджер по продажам

2. Маркетолог (SMM-специалист, таргетолог, специалист по работе с чат-ботами и т.д.)

3. Веб-дизайнер

4. Менеджер по работе с маркетплейсами

5. Менеджер по коммерческому сопровождению проекта

И не мало других, особенно в IT-сфере (заметка: IT это не всегда работа с кодами, сегодня есть много востребованных направлений No-сode).

Работодатель ищет практический навык в виде небольшого портфолио и пройденных курсов прикладного характера. Портфолио можно собрать за несколько месяцев, курсы стоят от 20 до 100 тысяч рублей и длятся обычно также несколько месяцев, в то время как высшее образование предстоит получать минимум 4 года и цена в 100 тысяч рублей будет в лучшем случае только за один год обучения.

На интернет-курсах во время выполнения домашних заданий можно уже обеспечить себе минимальное портфолио и попробовать себя в мире фриланса или в трудовых отношениях. Менеджеров по продажам многие компании берутся обучать самостоятельно и финансово компенсируют временные затраты на обучение. В то время как студент, который выпускается из высшего учебного заведения, практически ничего не умеет и ему приходиться работать не маленький промежуток времени фактически за еду и опыт, либо, все равно, проходить практические курсы и нарабатывать портфолио. Помимо достаточно скромного начала, многие молодые ребята видят, что даже с опытом во многих профессиях обеспечить себе достойную жизнь будет тяжело.

Молодое поколение вовсе не зажравшееся, как считают многие люди старшего поколения, которые сумели застать в осознанном возрасте тяжелое время 90-х, они просто хотят жить обеспеченно. Представитель молодого поколения видит, что высшее образование, которое необходимо для освоения отдельных видов профессий, оказывается невыгодно получать ради бедного будущего, а гораздо дешевле и проще пройти курсы за несколько месяцев и начать получать хороший доход сразу, не дожидаясь якобы финансово-стабильного будущего, которого может и не быть.

Есть ли вообще тогда смысл в высшем образовании? Мои преподаватели говорили, что главные задачи, которые ставит перед собой любой университет, это научить студента учиться и анализировать, т.е. грамотно работать с информацией. Многим известен мэтр советской, российской и американской журналистики Владимир Владимирович Познер. Никогда не поверите, что по образованию он… биолог. Познер окончил Биолого-почвенный факультет МГУ в 1958 году. Сам гуру журналистики на разных интервью отмечал, что навыки и качества, которые он приобрел в процессе обучения очень помогли ему в жизни и в работе. Поэтому высшее образование не всегда про будущую профессию.

Как я и написал в самом начале статьи, качественное высшее образование развивает мышление и память, повышает уровень эрудиции, а также помимо интеллектуальных особенностей, «университет» формирует социум и оставляет навсегда в вашем сердце бесценные воспоминания прекрасной молодости. Нет ничего страшного, если работать в дальнейшем придется не по специальности. Все в нашей в жизни взаимодополняемое. И качественное высшее образование несет куда более важную ценность, чем просто возможность работать по специальности. Много образовательных направлений вообще никак не связаны с какой-либо профессией, это просто виды наук, которые люди познают исключительно для своего умственного развития. Нет причинно-следственной связи между качественным высшим образованием и хорошими доходами. Одно не вытекает из другого.

Должна ли все же система образования быть модернизирована? Есть важная проблема отсутствия практики, которую требует рынок и дают интернет-курсы за меньшее время и деньги. Мнения разделяются, но лично я считаю, что модернизация должна быть, но при этом не в ущерб фундаментальности. Некоторые ВУЗы сегодня пытаются создать смешанную систему обучения, но пока успехов в этом направлении не наблюдается.

В нашей системе образования много пробелов, в основном они являются следствием больших экономических и социальных проблем в государстве. Каждый может иметь иное мнение на этот счет, «карта не есть территория, а территория не есть карта», каждый видит все в жизни по-своему. Однако если у вас сложилось определенное мнение по поводу поднимаемого мною вопроса, значит, вы задумались, а именно для этого я и написал эту статью.

Спасибо за внимание.