23 декабря 1852 года, через полтора месяца после открытия Нового Эрмитажа, обер-гофмаршал граф Андрей Петрович Шувалов получил от министра двора предписание следующего содержания: «Имея честь уведомить Ваше сиятельство, что государь-император соизволил… заказать академику Ухтомскому и художникам Гау и Премацци рисунки внутренностей зал Нового Эрмитажа. Покорнейше прошу приказать допустить их к таковой работе, доставив им к тому зависящие от Эрмитажа средства». Граф незамедлительно дал такое же распоряжение начальнику 2-го отделения Эрмитажа Федору Антоновичу Бруни, и художники так же незамедлительно приступили к работе.
Кто же были эти живописцы, удостоившиеся столь высокой чести?
Об Эдуарде Петровиче Гау я писала в статье «Залы и галереи Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау».
Потомственный художник, Гау с ранних лет занимался живописью, потом учился в Дрезденской академии художеств. В Россию Эдуард Петрович приехал уже признанным мастером перспективной живописи. Не путать с Владимиром Гау – художником-портретистом, сводным братом Эдуарда Гау.
Константин Андреевич Ухтомский тоже вырос в семье художника, академика гравирования Андрея Григорьевича Ухтомского. В 1838 году он окончил Императорскую Академию художеств со званием художника архитектуры XIV класса. Много путешествовал за границей, где черпал вдохновение и откуда привез эскизы для последующих акварельных работ. В 1843 году за «проект дома богатого вельможи» получил звание академика.
Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци родился в Милане, там же изучал интерьерную живопись в Академии Брера. В 1834 году Премацци переехал в Петербург. В 1850 году во время натурных зарисовок в Петергофе его заметил император Николай I и заказал серию рисунков, изображающих Александрию и Кронштадт. С этого времени Премацци становится популярным художником при дворе и среди высшей знати. Он много путешествует, особенно по Северному Причерноморью, создавая прекрасные акварели. В 1854 году он становится академиком, в 1861 – профессором по «перспективной акварельной живописи» и преподавателем в Императорской академии художеств. С 1871 года преподает в училище барона Штиглица, а в 1880 году по предложению Премацци в России создается Императорское общество акварелистов.
Итак, художники приступили к работе над высочайшим заказом. Длилась она девять лет. К 1861 году было создано пятьдесят пять рисунков, посвященных Новому Эрмитажу и еще несколько – вновь отделанному Малому Эрмитажу. Из двадцати залов первого этажа Нового Эрмитажа Ухтомским зарисовано восемнадцать, Премацци – три.
На втором этаже работали в основном Гау, который выполнил акварели двенадцати залов, и Премацци, автор семи работ. Ухтомский зарисовал только Лоджии и Зал монет и медалей.
Все работы выполнены на высочайшем художественном уровне. Передано все – монументальный характер архитектуры залов, фактура стен, элементы декора, техническое и декоративное решение потолков и, разумеется, сами экспонаты.
Акварельные рисунки были объединены в альбом, так называемый увраж, получивший название «Музей императорского Эрмитажа».
Увраж – роскошное, богато иллюстрированное художественное издание большого формата в виде отдельных листов или альбома.
Константин Ухтомский собственноручно сделал надписи на паспарту акварелей с номерами залов и выполнил заглавный лист к увражу.
За составление увража Константин Андреевич Ухтомский был пожалован бриллиантовым перстнем.
В отчете Академии художеств за 1861 год сообщается: «Увраж сей… состоит из собрания акварельных рисунков внутренних видов всех зал императорского Эрмитажа, наружного его вида, геометрических планов, фасадов и фронтисписа, числом 56 (in foli), из коих 25 рисунков исполнены Ухтомским, десять г-ом Премацци и двадцать – г-ом Гау». Наружный вид Эрмитажа работы Премацци был присоединен к увражу в 1861 году.
Интересно, что еще в процессе создания увража была предпринята попытка сфотографировать акварели и издать их. Однако пробные фотографические копии признали неудовлетворительными.
В декабре 1860 года, когда работа над акварелями Нового Эрмитажа еще не была закончена, художники получили высочайшее повеление «делать таковые же рисунки с внутренностей зал Зимнего дворца». Этим работам посвящен цикл моих статей «Зимний дворец. История в акварелях». В конце этой статьи я оставлю ссылки на весь цикл и вводную статью об интерьерной живописи.
Прежде чем перейти непосредственно к акварелям с видами Эрмитажа, я бы хотела коротко рассказать об особенностях перспективной живописи. Об этом – в следующей статье.
Цикл "Зимний дворец. История в акварелях":
«Портреты интерьеров». Как императоры и аристократы сохраняли для истории убранство своих дворцов
Залы и галереи Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау
Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты императора Николая I
Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты императрицы Александры Федоровны. Личные комнаты
Зимний дворец. История в акварелях. Комнаты детей императора Николая I
Зимний дворец. История в акварелях. Что такое Запасные половины
Зимний дворец. История в акварелях. Личные апартаменты императора Александра II
Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты императрицы Марии Александровны. Парадные залы
Зимний дворец. История в акварелях. Незаслуженно забытое